Философия плотина и патристика. Апологетические очерки



Pdf просмотр
страница1/60
Дата27.04.2018
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


ЛЕГА В. П.




ФИЛОСОФИЯ ПЛОТИНА И ПАТРИСТИКА.

АПОЛОГЕТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
Москва
2002


2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В переломные периоды человечества, когда рушатся старые устои, а новые еще не созданы и не осознаны, философия обращает более пристальное внимание на человека. Рост интереса к антропологическим проблемам характерен и для времен Сократа и Платона, когда происходил переход от полисного устройства городов-государств к империи, и для времен Плотина, жившего в период развала Римской империи и распространения христианства, и для эпохи Возрождения, и особенно для современного мира. Поэтому все эти эпохи объединяет невидимая связь, так что для нашего времени наиболее интересными и, можно сказать, современными философами являются Сократ, Платон и Плотин. Их философские учения и опыт в попытках найти причины современным им кризисам (прежде всего, крисиса человека) могут зачастую помочь нам гораздо больше, чем писания многих современных нам аналитиков. Обращение к мыслям древних философов тем более интересно и полезно для нас, что христианская Церковь также давала свою оценку многим анализируемым этими философами процессами учениям, используя и критикуя их положения. Опыт отцов Церкви в обращении к философским учениям древности может помочь нами в нашем осмыслении многих проблем, стоящих перед современным миром. Проблема человека в философии всегда связывается с именем Сократа. Общеизвестно, что именно он повернул философию лицом к человеку. Начиная с Сократа, философия главной своей задачей ставит изучение человека, и отныне любое философское учение в качестве своей конечной цели видит решение антропологических проблем. Онтологические, гносеологические, логические и другие философские проблемы решаются, прежде всего, для ответа на вопрос как человеку жить в этом мире Поэтому в эпоху эллинизма неизбежен был крен в философский индивидуализм, преувеличенное отношение к эмпирическому человеческому субъекту, что было характерно и для эпикурейства, и для стоицизма. Понимание человека как философской проблемы и вопрос о самосознании в античности оказываются тесно связанными. И действительно, даже возникают эти проблемы в древней Греции практически одновременно. А точнее, можно сказать, что у Сократа проблема человека является следствием из проблемы самопознания, ау софистов — наоборот, проблему самопознания можно оценить лишь в свете знаменитой фразы Протагора человек есть мера всех вещей. Несмотря на все различия между учениями софистов и Сократа водном они все-таки сходились — в том, что проблему человека может решить только человек силами своего разума и без чьей-либо помощи. Одинаково субъективистский подход породил, тем не менее, два совершенно противоположных вывода у софистов — релятивизм, относительность всякого знания, у Сократа — учение об объективно присущих человеческому разуму инстанциях, на основании которых человек и может отличить истину от заблуждения. Однако истина субъективного познания самого себя, предполагающая веру во всемогущество человеческого разума,


Каталог: data -> 815
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
815 -> Р о с с и й с к а я ц и в и л и з а ц и я в. Ф. Шаповалов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница