Философия науки и научный метод



Скачать 21.97 Kb.
Дата12.05.2018
Размер21.97 Kb.
ТипУчебник

Философия науки и научный метод

В рамках данного курса предполагается познакомить студентов с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки. Курс предполагает обязательную стандартную часть, а также дополнительную часть, те или иные фрагменты из которой могут быть прочитаны в зависимости от продолжительности курса.

Обязательная часть курса опирается на два основных учебника: Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. М.: Социум, 2010. Никифоров А. Л. Философия науки: история и теория. М.: Идея-Пресс, 2006. Кроме этого, студентам будут предложены для ознакомления и обсуждения основные работы представителей неопозитивизма, К. Поппера, К. Гемпеля, И. Лакатоса, А. Койре, Т. Куна и П. Фейрабенда.

Обязательная часть предполагает рассмотрение следующих тем:

1. Идеализация и гипотеза (способы формирования идеализированных объектов, виды гипотез, гипотетико-дедуктивный метод и его ограничения, подтверждение и опровержение гипотез, методы фальсификации и верификации научных теорий и гипотез).

2. Эмпирические методы научного познания (наблюдение, измерение, эксперимент; основыне методы экспериментального исследования; вероятностный вывод в истории и смежных науках).

3. Понятие научного факта (взаимосвязь фактов и их интерпретаций, спор реализма и антиреализма).

4. Виды научного объяснения (дедуктивно-номологическое объяснение и его ограничения, каузальное объяснение и его ограничения, интенциональное и практическое объяснение).

5. Научная рациональность и современные концепции истины (семантическая концепция истины, дефляционная, когерентистская, прагматическая и т.д.)

Помимо этого, в рамках данного курса предполагается рассмотреть и наиболее известные философские концепции научного познания, содержащиеся в работах философов пост-куновского поколения. Речь пойдет, прежде всего, о спорах относительно (научного) реализма и анти-реализма в философии науки последнего времени и о попытках преодоления данного противоставления. Для изучения и обсуждения студентам будут предложены работы известных философов науки У. Селларса, Х. Патнэма, Б. Ван Фраассена, Н. Картрайт, И. Хэкинга, Б. Лаудана, М. Хессе, А. Файна и некоторых других.



Особое внимание будет уделено исследованию практик и принципов построения научных теорий и их тесной связи с различными практиками в повседневной жизни. Прежде всего, речь пойдет о том, каким образом ученые создают модели для объяснения тех или иных феноменов, какую роль, при этом, играют интуиция и воображение, и каковы их естественные источники и происхождение. Это означает, с одной стороны, исследование логики научных и философских проблем, т.е. исследование того, как они формулируются, каким стандартам должны отвечать, на какой поиск ответов они ориентированы, а также, почему они в определенный момент признаются ошибочными, или требующими новой постановки, или даже бессмысленными. С другой стороны речь пойдет о роли аналогии, метафоры и комментария при создании определенной научной модели для объяснения изучаемых феноменов; о том, какое значение имеют апелляции к интуиции и интуитивной очевидности в т.н. «народных» теориях: «народная» психология, антропология, физика, метафизика и т.д. Основная литература здесь представлена, прежде всего, работами Р.Соренсена, М.Хессе, П.Хайеса, Д.Хофштадтера, Д.Деннета и М. Уилсона.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница