Философия истории «Россия и Запад: государственное строительство и гражданские институты»



Скачать 34.46 Kb.
Дата13.05.2018
Размер34.46 Kb.
ТипРеферат

Б1.Б1.Философия истории

(«Россия и Запад: государственное строительство

и гражданские институты»,магистратура 46.04.01 история)
Планируемые результаты обучения по дисциплине:

ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;

ПК-1:способность к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры;

ПК-3: владение современными методологическими принципами и методическими приемами исторического исследования.


Содержание дисциплины

Исторический процесс как предмет философии истории. Актуальность философии истории, ее современные задачи. Генезис историософского знания и его источники: античные, ветхозаветные, новозаветные, новоевропейские. Эволюция историософской методологии и ее основные вехи. Становление методологии истории в философии Нового времени. Развитие методологии истории в философии эпохи Просвещения. Вопросы методологии в европейских национальных школах ХIХ века. Вклад в методологию философии истории школы Анналов. Постмодернистский вызов. Методология современной философии истории. Становление новой научной картины мира и ее влияние на философско-историческое мышление. Национальные школы философии истории. Французская школа философии истории. Рационализм Декарта как один из источников философии истории Просвещения. Основные философские идеи Просвещения. Вольтер и введение в научный оборот термина «философия истории». Историческое учение Руссо. Монтескье и его трактовка истории. Романтизм как реакция на антиисторизм Просвещения. О. Тьерри, Ф. Мишле, Ф. Гизо и их вклад в философию истории. Принцип приоритета социальной истории. Концепция философии истории К.А. Сен-Симона. О. Конт – основоположник французского позитивизма, «отец социологии». Позитивизм как философия. Социология и историософия Э. Дюркгейма. Французская «школа Анналов» и возникновение исторической антропологии. М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель и история ментальностей. Связь школы Анналов и структурализма. Концепция национальной идентичности. Немецкая школа философии истории. Культуроцентризм немецкой историософской традиции и его особенности. Концепция «Философии истории» Г. Гегеля и его историософский метод. Представители «немецкой исторической школы». Позитивистский этап в развитии немецкой историософской традиции. Школа психологизирующих философов жизни. Ф. Ницше и В. Дильтей и их историософские концепции. Школы неокантианства в немецкой историософии. Историческая динамика немецкой школы философии истории в контексте современности. Русская философия истории в общей системе философского знания. Основные этапы в развитии философско-исторической мысли России. Истоки русской философско-исторической мысли: распространение письменности, летопись, христианская традиция. Развитие историософских суждений: «Слово о законе и благодати» Илариона, «Москва — третий Рим». Обоснование русского мессианизма. Русское просвещение и поиски национальной идентичности. Отношение «Россия – Европа» – доминанта русской историософской мысли XIX в. Поиск национальной идентичности. Спор славянофилов и западников об исторических судьбах России. Философия истории А.И. Герцена. От западничества к либерализму в объяснении социально-исторического развития России. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Теория стадиальности исторического развития К.Н. Леонтьева. Философский позитивизм и теория прогресса П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Социологический позитивизм в моделировании исторического процесса (Н.И. Кареев). Материалистическая философия истории Г.В. Плеханова. «Научный социализм»: теория классовой борьбы и социальной революции. В.С. Соловьев: поворот к религиозной историософии. Духовные искания в начале XX в. С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев. Евразийство – движение русской эмиграции. Ноосферная концепция всемирной истории. История как реализация свободы человеческого духа в объективированном мире. Конец истории и эсхатологическое преображение мира. Философские концепции ХХ-ХХI веков о назначении и смысле истории. Историзм и его проблемы. Поиски глобальных концепций философии истории. «Осевое время» К.Т. Ясперса. Р. Дж. Коллингвуд и его труд «Идеи истории». Тейяр де Шарден и его концепция истории мира. Арнольд Тойнби и его постижение истории. Линеарность «конца истории» Ф. Фукуямы. Сравнительный анализ философии истории, социальной философии и футурологии. О возможных путях модернизации современной картины исторического процесса развития человечества. Европоцентризм в философии истории. Дегуманизация европоцентризма. Глобальные проблемы и их общепланетарный характер. Философско-историческая концепция гуманистического глобализма и ее альтернативные версии. Международный терроризм как глобальная угроза человечеству. Концепции «конфликта цивилизаций», «золотого миллиарда», «мирового этнокультурного (ментального) барьера». Технический прогресс как цивилизационный вызов. Поиски смысла истории и источники восстановления общечеловеческой исторической перспективы. Роль России в новом понимании смысла истории.

Преподаватель

Доктор исторических наук, профессор О.В. Козлов
Каталог: files -> doc -> ist -> programm
doc -> Проект обществознание
doc -> 1: Понятие, предмет, метод, система, функции и принципы трудового права
doc -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
doc -> Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
doc -> Темы и содержание обязательной специальной подготовки врачей и среднего медицинского персонала по го чс в Кировской гма
doc -> Программа «Социальная философия»
programm -> В. Од. 1 История политических и правовых учений Планируемые результаты обучения по дисциплине


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница