Философия инноваций в аспекте глобализации



Дата26.04.2018
Размер25 Kb.

УДК 001.895
Философия инноваций в аспекте глобализации

Рыжкова Д.С.,

научный руководитель к. филос. н. Коловская А.Ю..

Сибирский федеральный университет

Институт инженерной физики и радиоэлектроники
Глобализация относится к сложным, глубоким и многогранным явлениям современности, из которых проистекает множество теоретических и практических проблем, требующих столь же масштабных научных разработок. Простой перечень задач, возникающих в процессе глобализации, показывает уровень их сложности и очерчивает некоторые пути её преодоления:

  • создание глобальной стратегии науки и образования человека, независимо от места проживания и образовательного уровня;

  • развитие интеграционных процессов во всех сферах, включая науку, образование, экономику и культуру;

  • приобретение черт поликультурного развития на основе творчества, языка (в том числе языка инноваций) свободы культурного самоопределения;

  • формирование научной базы для подготовки уникальных специалистов для современных фирм и предприятий.

Данный перечень может быть продолжен, так как вопрос о проблемах в глобальном мире является важным для различных обществ.

К проблемам, во многом инициированным глобализацией, относится продуцирование и внедрение инноваций. Внедрение инноваций и модернизация на их основе производства является одним из основных способов решения широкого спектра глобальных проблем, в первую очередь экономических, социальных и экологических.

Следует принять во внимание результаты многочисленных исследований проблемы инноваций в контексте глобализации, указывающие на необходимость развивать идею «философии инноваций» [1]. В научных публикациях авторы делают акцент на рефлексии понятия «инновация». Проблематизация всех крупномасштабных явлений в науке начинается, как правило, с выяснения сущности путём категоризации, формулировки понятий и определений. Категории, понятия, определения часто отождествляются и это имеет определённые основания, так как в их содержании присутствует некоторая часть значений и того и другого. К особенностям «инновации» как категории, как понятия и как термина можно отнести богатство контекстуальных (смысловых) связей, то есть объёмность. Такое множество значений определяемого явления содержат и другие понятия: глобализация, информатизация, массовизация, социализация, коммуникация и т. д. В этом отношении можно сказать, что понятию «инновации» придают как общий смысл (нововведение), так и специализированный, отвечающий содержанию исследуемой сферы или области. В ряде сфер понятие «инновация» не идентично терминам «нововведение», «новация», «новшество» [2].

Современный этап в определении понятий связан как с интенсивным развитием науки, философских направлений, так и с особенностями сложившейся методологической системы, принятой в определенной области. Это требует их рассмотрения с различных мировоззренческих и инструментальных позиций [3]. В данной работе мы обращаем внимание на необходимость обращения к бесценному опыту античной философии и к её практическим выводам.


По нашему мнению, проблематика идей Платона и форм Аристотеля - сердцевина античной философии в той её части, которая имеет отношение к науке в целом и инновационной деятельности.

Платон – один из самых ярких представителей объективного идеализма, представлял мир как сочетание ощутимого мира вещей и невидимого мира идей. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий. Высшая идея абсолютного добра приносит в мир материальных вещей порядок и меру [4]. Несмотря на крайнюю отвлечённость платоновской теории идей, выход научного мышления в сферу идеальных объектов должно расцениваться в философии инноваций как решающее достижение, что, собственно и происходит в философии науки в целом, когда она с необходимостью возвращается к платоновской традиции.

Аристотель, представлял бытие как некую живую субстанцию, которая характеризуется четырьмя основными условиями: материя, форма, причина, цель. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Как систематизатор античной науки он также отмечал, что предметом анализа мыслителей были четыре рода причин: материальная, движущая, формальные и целевые начала, или первоосновы [5]. Весьма плодотворным для развития современных представлений об инновациях, является рассмотрение Аристотелем динамики процессов, их движение и изменение, то, что сегодня называется динамическим подходом.

Любая инновационная деятельность должна начинаться с идей. При вложении в идею инвестиций, мы получим готовый для реализации продукт, который будет приносить прибыль и называться актуальным сегодня словом «инновация». Если отождествить данную мысль с теорией идей Платона, то инновация есть сочетание нематериальной идеи и вполне материальных денежных вложений (инвестиций) в эту идею.

Основные аспекты инновационного процесса: идея – инвестиции – инновация – это и есть философия инновационной деятельности, которая заключается в том, что одна достаточно успешная идея, которая может быть представлена в виде патента, в ходе процесса коммерциализации, становится продуктом массового пользования.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (метафизика). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Риторику и поэтику Аристотель относил к творческому разделу науки [6].



Если трактовать, данный процесс: идея – инвестиции – инновация, с позиции философии Аристотеля, то можно получить следующее сопоставление:

  1. - идея - относится к первому (умозрительному) теоретическому разделу философии;

  2. - инвестиции - безусловно, практическая философия, относящаяся к финансовым мероприятиям инновационного процесса. Они играют огромную роль в развитии инноваций и являются отражением, происходящих в обществе и политике перемен. Практическую философию надо отличать от творческой философии, направленной на производство.

  3. - инновация - творческий раздел философии, потому как искусство создавать и воплощать в жизнь задуманное есть процесс творческий. Древнегреческое слово "пойэсис" означало создание нового объекта. В античности процесс творчества и искусства, также обозначался термином "технэ", который, не только указывал непосредственно на процесс создания, но и на технологию в целом, а также на потенциальную возможность творения.

Обращаем внимание на следующий момент. В России пока мало выражен процесс интенсивного поиска оптимального соответствия между сложившимися традициями и новыми веяниями, связанными с вхождением в процесс мировой глобализации. Требуется развернутый диалог в сфере науки и практики, обмен идеями, инновациями. Диалог, как его понимали ещё в античности, не располагая вспомогательными средствами в виде информационных технологий. Анализируя философию Платона, А. Ф. Лосев отмечает: "Разве можно себе представить постижение общей идеи у Платона вне бесконечных споров, вне зажигательных речей, вне столкновения ищущих истину людей, то враждебного и ожесточенного, то дружелюбного и благожелательного? … Дойти до какой-нибудь идеи, и в том числе до идеи красоты, — это значит, по Платону, чрезвычайно много преодолевать всяких препятствий, быть все время в напряжении, — так что общая идея, осмысливающая собою все её частности, для которых она является порождающей моделью, есть результат длиннейших драматических предприятий человеческого ума и сердца и вообще немыслима без этого драматизма" [7]. Инновация – это результат творческой и инвестиционной деятельности, главной целью которой, является коммерциализация научных исследований и разработок. И исследования любых аспектов инновационной деятельности должны опираться на комплексную методологию, в которой существуют методы и технологии анализа творческого процесса. Такого рода деятельность направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы (предприятия). Целью инновации является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и повышение за счёт этого прибыли фирмы [8]. В целом содержание приведённых определений сохраняется при анализе инновационной деятельности, но в каждой сфере необходимо искать соответствующие основания того, что считать инновацией. Это могут быть уровни новизны, масштабность, характер и содержание целей и т. п.

Инновация — такой процесс или результат процесса, в котором частично или полностью используются охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; обеспечивается разработка патентоспособной продукции; обеспечивается выпуск товаров (услуг), по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его; достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта. Иными словами, если открытие или патент на изобретение, в какой-либо области, после успешных научно-исследовательских и опытно конструкторских разработок (НИОКР), выведен на рынок в массовое производство, и имеет при этом положительный экономический эффект, то данный процесс будет считаться инновационным, а продукт, выведенный в ходе инновационного процесса на рынок, - инновацией. Успешная идея, используя свои инновационные возможности, реализуется в инновационный продукт массового производства. Сегодня достаточно большое внимание уделяется понятию инновационного развития. С его помощью предприятие способно поддерживать свою конкурентоспособность на рынке.



Поскольку главное достижение античной философии состояло в её понятийной проницательности, которое было представлено в платоновской концепции идей и аристотелевской теории форм, то в данной работе, мы попытались раскрыть подходы к исследованию сущности понятий «инновации» и «инновационный процесс», привлекая для этого учение классиков античной философии. Анализ основных аспектов классической философии Платона и Аристотеля позволил нам приоткрыть суть философии инновационной деятельности, которая зачастую сегодня для многих является скрытым фактом. Между тем, исследование сущности инновационных процессов связано со следующими положениями античной философии: развитием представлений о концептах как понятиях; заложением основ динамического подхода; выработкой диалектического метода; развитием аксиоматического метода; использованием творческого диалога.
Список использованных источников


  1. Лебедев, С. А. Философия научно-инновационной деятельности / С. А. Лебедев, Ю. А. Ковылин — М.: Академический проект, Парадигма, 2012. — 182 с.

  2. Ланцов, С. А. Экономические и политические аспекты глобализации. http://politex.info/content/view/270/40/

  3. Агацци, Э. Переосмысление философии науки сегодня // Вопросы философии, 2009, № 6. С. 47.

  4. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С.346-413;

  5. Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 1, 4. М., 1975. С. 181.

  6. Аристотель. Риторика/ Аристотель//Античные риторики. М.: Изд-во МГУ, 1978.

  7. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: «Искусство», 1974. 269-275.

  8. Управление инновациями: Кн. 1. Основы организации инновационных процессов. М.: Высш. Шк., 2003. С. 34-45.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница