Философия и культура: грани взаимодействия



Скачать 42.86 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата27.04.2018
Размер42.86 Kb.
  1   2   3


293
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА:
ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В.Г. Артемова, Я.В. Филиппова
На рубеже ХХ–ХХI веков все острее ощущается кризисная ситуация, охваты- вающая все человечество, все проявления его жизнедеятельности. Как кризисное оценивается многими исследователями положение в науке, философии, искусстве.
В недавно опубликованной у нас в стране книге «Конец науки» ее автор Джон
Хорган даже разделы своей работы называет «Конец прогресса» (гл. I), «Конец философии» (гл. II). «Конец физики» (гл. III) и т. д. [1].
В предисловии коллективной монографии «После философии. Конец или трансформация» говорится: «Мыслители, которых мы выбрали (в качестве авто- ров), все придерживаются этой точки зрения — что философия находится на из- ломе, что философские представления не могут дальше развиваться так же, как это было раньше» [2].
С таким категоричным выводом невозможно согласиться. Вероятно, это не ко- нец, а трансформация, далеко не первая среди многих, через которые прошла фи- лософия. Переосмысление самой себя, поиск своей сущности и специфики на кру- том повороте истории — характерная черта философии. В ответ на вызов истории, вызов времени философия пытается выявить фундаментальные смыслы человече- ского существования. Она не может дать абсолютные ответы на все вопросы бы- тия, но стремится преодолеть ограниченность своих прошлых решений, найти бо- лее глубокие их основания. Попытаемся обозначить некоторые аспекты измене- ний, происходящих в философии.
Это смещение центра тяжести философии от выявления основы всего множе- ства вещей и явлений к анализу оснований человеческой культуры. В совокупно- сти феноменов духовной культуры нет и не может быть четких контуров того, чем может и должна заниматься философия. Философия может заниматься всем, жить в любом интеллектуальном материале, если в нем существует самоосознание, реф- лексия. Но поскольку сама культура многогранна и различные ее элементы не рав- ноправны в разные исторические эпохи, то и философия оказывается вовлеченной в орбиту то религии, то науки, то идеологии. И это не всегда дает однозначно по- зитивный результат. Так, в Средние века религия, доминирующая в культуре, пре- вратила философию в служанку богословия, и она работала на понимание мира и человека, связанное с идеями креационизма и откровения. В итоге философия ут- рачивала центральное место в культуре, которое она занимала в античности.
Слишком тесный союз с наукой в ХVII–ХХ веках принес философии не только плюсы, но и минусы, он породил завышенные ожидания от философии, надежды на окончательные ответы на все вопросы бытия. В конце ХХ столетия происходит сдвиг от философской логики науки к философской логике культуры. Достижения философии лежат не столько в контексте науки или религии, сколько на уровне углубления общего смыслообразования, формирования ценностного содержания ее проблем. Сфера ценностей — основная компетенция и ответственность совре- менной философии. Если наука стремится смотреть на мир объективно (насколько это возможно), то философия смотрит на мир человеческими глазами.
Философия связана с культурой, со всей культурой. Ее называют самосознани- ем культуры. Она представляет собой квинтэссенцию существующей культуры и




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница