Философия, её роль в жизни человека



страница1/24
Дата21.01.2018
Размер0.8 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

1.Философия, её роль в жизни человека.

Философия – древнейшая и увлекательнейшая область человеческого знания. Особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии. Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась, как наука наук. Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

Значение философии:

1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.

3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.

4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:

- экономическую;

- естественно научную;

- правовую;

Виды мировоззрений:

1. Научное и ненаучное;

2. Прогрессивное и реакционное;

3. Оптимистическое и пессимистическое.

Типы мировоззрений:

1. Мифологическое (фантазия, вымысел);

2. Религиозное (сверхъестественная сила);

3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);

4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).

Формула мировоззрения:

Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.

Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.

Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.


2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.

Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.

Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.

Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.

В решении этого вопроса существует два подхода:



  1. Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно.

  2. Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы и материю и сознание.

В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:

1. Философский материализм или демакрический.

Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.

За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:



  1. Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

  2. Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики.

  3. Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.

2. Философский идеализм.

Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).

В философском идеализме развивалось два направления:


  1. Объективный идеализм;

  2. Субъективный идеализм.

Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.

У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.

Два мнения:

Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.

Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.

3. Проблема метода философии. Диалектика и метафизика. Структура и функции философии. Соотношение философии и частных наук.

Метод (с греч. – исследование) – путь подхода к познанию или приобретению действительности. Философов с древности интересовал вопрос: что происходит с миром?; извечно он один и то же или изменяется?

Ответ:


  1. Диалектика. Мир находится в постоянном изменении и развитии. В нём всё взаимосвязано, взаимопереплетено. Происходят количественные и качественные изменения.

  2. Метафизика. Мир в своей сущности неизменен, он остаётся один и тот же. Если есть изменения, то только количественные.

Структура философии сложна. По мере накопления философских знаний, в них выделялись следующие науки:

1) Логика (наука о закономерностях);



  1. Эстетика (наука о прекрасном);

  2. Этика (наука о нравственности);

  3. Социология (наука о спецификах жизни);

  4. Религия (об истоках религиозных верований).

Функции:

  1. Познавательная;

  2. Мировоззренческая (формы мировоззрения);

  3. Социальная (лучшее понимание прошлого и настоящего);

  4. Методологическая (даёт методы другим наукам);

  5. Воспитательная (позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).


4. Понятие «история философии». Исторические типы философии. Общая характеристика.

История философии – это наука о развитии философских знаний. История философии – это философия в историческом развитии.

История философии, как особая область исследования, зародилась в древности. Сочинения философов Платона, Аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, подчинённый изложению собственной философии. В эпоху средневековья, а также в XVI-XVIII вв. историко-философские учения исследования стали частью сочинения выдающихся философов.

История философии несёт в себе богатейший научно-практический опыт людей, их искания, находки. За 2,5 тыс. лет в ней выделяли 10 исторических типов. Каждый тип отражает самосознание каждой эпохи. Они отличаются характером конкретной эпохи, уровнем знаний в ней общественным строем личности философов.


Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница