Философия Древней Греции



страница1/43
Дата26.04.2018
Размер0.77 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43

Конспект лекции на тему: «Философия Древней Греции» .

Данный этап в истории философии важен по нескольким причинам:



  1. произошло формирование таких ключевых характеристик науки философии как антропоцентризм, гуманизм и плюрализм;

  2. предметом изучения философии стала проблема первоначала мира и человека;

  3. возникло системообразующее для философии понятие – бытие, а также раздел, изучающий его – онтология.

Философия Древней Греции ознаменовала собой становление и развитие первых в истории школ, в которых преподавалась данная наука. Среди них можно выделить прежде всего Милетскую школу, Элейскую школу и Пифагорейский союз. Несмотря на разницу в подходах, их представителей объединял интерес к проблеме первоначала всего сущего, а также попытки обобщить и систематизировать существующие научные и околонаучные представления о мире.

Милетская школа

Эта школа исторически являлась одной из первых в философии. Её основателем выступил древнегреческий философ Фалес (625-547 гг. до н.э.). По свое философской позиции он был близок к материализму, свои взгляды изложил в трудах «О началах», «Морская астрология» и т.д. Фалес обладал большой эрудицией в самых разных науках, увлекался астрономией, что позволило ему впервые в истории определить точное число дней в году.



Для справки. Милет являлся одним из крупнейших торговых городов античности, находился на пересечении нескольких торговых путей. Высокий уровень развития экономики обеспечивал развитие культуры. которая, в свою очередь, вызывала потребность в совершенствовании науки. Результатом этих процессов и стало возникновение Милетской школы.

Фалес считал, что основой жизни является вода. Он был одним из первых учёных ,предсказавших, что однажды вода станет невозобновляемым ресурсом. Также ему принадлежит авторство субстанциального подхода к определению первоначала. С помощью этого подхода он пытался преодолеть зависимость мировоззрения греков от религии и мифов. При этом Фалес не отрицал существования богов, но придерживался мнения, что ряд процессов и явлений окружающего мира имеют физическую природу.



Для справки. Одним из наиболее тяжких преступлений, согласно древнегреческим законам, было отрицание существования богов, либо подстрекательство других людей к безбожию. Это преступление каралось смертной казнью. Именно по обвинению в этом(ложному обвинению) был казнён философ Сократ.

Другой представитель милетской школы – Анаксимандр (610-540 гг. до н.э придерживался субстратного подхода к проблеме первоначала. В качестве первоосновы жизни он выделял апейрон – идеальную сущность. первоматерию



Для справки. Анаксимандр одним из первых составил календарь солнечных и лунных затмений, развивал астрономию и одним из первых выдвинул идею о необходимости объяснения явлений природы как имеющих физическое, а не божественное происхождение (Источник информации: Р. Коэн. В погоне за солнцем. М.,2013).

Другой представитель милетской школы – Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) – также считал первоосновой мира материальную субстанцию – воздух.



Для справки. Приставка «анакс» в Древней Греции указывала на благородное происхождение человека. Такие мыслители, как Анаксиман, Анаксимендр и Анаксагор происходил из богатых семей, однако предпочли заняться наукой вместо того, чтобы управлять семейным состоянием.

Пифагорейский союз

Основателем этого направления был древнегреческий математик Пифагор.. Наряду с Платоном он является одним из создателей идеализма. Определял бытие как мир чисел, которые наделял мистическими свойствами. Пифагор считал ,что числа могут приносить человеку удачу, или быть причиной несчастий. Но если человек владеет законами математики, то, по мнению Пифагора, буквально может просчитать свою судьбу. В соответствии с этим главными идеалами жизни человека должны быть гармония, порядок и соразмерность.

Кроме создания знаменитой теоремы ,Пифагору также принадлежит авторство понятия «философия».

Для справки. Идеи Пифагора оказали влияние на английского философа 19 в. Иеремию Бентама, который определял человека как «калькулятор счастья». Бентам был представителем утилитаризма, и считал, что главное в жизни человека – обретение счастья путём минимизации несчастий. (Источник информации: Р. Хайлбронер. философы не от мира сего. М.,2008).

Теория не-бытия Герклита Эфесского

В своей философии Гераклит развивал идею внутренних противоречий в развитии природы, мира и человека. Тем самым он внёс весомый вклад в развитие диалектики, создатель которой Сократ определял её как искусство победы в споре. Гераклит считал, что у этого раздела философии есть потенциал к тому. чтобы со временем превратиться в самостоятельный научный метод. с его помощью в противоположность понятию «бытие» Гераклит создал понятие «не-бытие». С его помощью он обозначал не только прекращение физического существования объекта, но и переход его в другое состояние качества.

Первоосновой жизни он считал огонь – стихию, содержащую в себе внутренние противоречия: огонь может помочь выжить, а может убить и т.д.

Элейская школа

Основателем данной школы был Ксенофан. В качестве первоначала жизни он выделял Землю, в его философии выделяют предпосылки создания таких теорий, как пантеизм, скептицизм и метафизика.

Другой представитель этой школы – Парменид – является автором системообразующего для науки философии понятия – бытие. под бытием в философии понимается понятие, обозначающее всё многообразие проявления форм человеческого существоания6 его умственную, психическую и физическую деятельность. Критиковал Гераклита за его идею не-бытия. считал, что не-бытия не существует. так как человек не может познать его разумом.

Атомизм

Основателями этой школы были Левкипп и Демокрит. Они считали, что весь мир представляет собой систему частиц под названием атомы. Демокрит также является основателем материализма в философии. Считается, что Левкипп был его творческим псевдонимом, и на самом деле такого человека не существовало в природк.



Платон

Аристотель

Основал идеализм

Каталог: sveden -> education
education -> Методические рекомендации по подготовке к государственному экзамену направление подготовки
education -> Тема 7: Социальные изменения и процессы. Основные вопросы
education -> Рабочая программа дисциплины социальная психология для специальности
education -> Основные вопросы Определение понятия "культура". Особенности социологического анализа культуры
education -> Программа курса «История»
education -> Лекции: Понятие «здоровье»
education -> Аннотации к рабочим учебным программам дисциплин, реализуемых по направлению


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   43


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница