Философия doc



Скачать 114.92 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата26.04.2018
Размер114.92 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7


481
ОНТОЛОГИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ РОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ
М.Л. Груздева
В статье исследуется проблема возникновения первых или самых ранних экзистенциальных проявлений сознания. Рассматриваются вопросы о том, когда проявляет себя сознание, почему маленький ребенок стремится постичь смысл жизни и бытия всего окружающего, в чем причина того, что он видит то, чего не видят взрослые. Предпринимается попытка разрешения данных проблем, что способствует раскрытию истинной природы человеческого сознания. Когда мы начинаем судить о рождении сознания в самом конкретном человеке Поднять этот вопрос необходимо в силу того, что мы, как философы, таки психологи, социологии антропологи, привыкли рассуждать о феномене человеческого сознания вообще, порой отделываясь чисто формальными фразами о том, что сознание присуще человеку в отличие от животных. Эта фраза звучит как несколько надменно (по отношению к животным, таки формально, присваивая неоднозначно понимаемый феномен некоему человечеству или человеку как абстрактному носителю. Нам же необходимо понять, когда, в каком возрасте человек начинает осознавать себя именно как человек, ощущать себя существующим в мире и отдельным от него. Раскрытие данной проблемы поможет нам раскрыть сущность эволюции сознания в конкретном человеке от его рождения и до конца жизни. Еще со времен Р. Декарта бытует мнение, что сознанием обладает каждый человек, кроме младенцев и слабоумных. К сожалению, в дальнейшем философия, следуя своему назначению быть абстрактной теоретизирующей мыслью, практически обходит данную проблему стороной, оставляя вопрос появления сознания в онтогенезе уделом или психологии, или педагогики. Нота и другая наука, опять же к нашему глубокому сожалению, в силу традиционных позитивистских установок пытаются свести онтогенез сознания к социализации, адаптации к семье или детскому коллективу. Психоанализ же отводит детству вообще неблагоприятную роль формирования бессознательных комплексов и проблем, лежащих в сфере семейных и половых отношений [1]. Под влиянием теории З. Фрейда в ведущих направлениях психиатрии и психотерапии закрепилось понятие о новорожденном и маленьком ребенке как о tabula rasa пустой, чистой доске, а о его развитии – как полностью предопределенном воспитанием, социализацией и переживаниями, связанными с ситуациями насилия или пробуждающегося полового влечения, которое формируется непосредственно под влиянием родительского Суперэго (эдипов комплексу мальчиков и комплекс Электры у девочек. Поэтому формирование детского сознания, согласно теории Фрейда, жестко и механистически детерминизировано психосексуальными фазами. Все психологические, деструктивные по своей сути проблемы, которые может испытывать человек во взрослой жизни, имеют корни именно в таком малопривлекательном детстве, которое, даже по мнению обычного человека, мало общего имеет с самим детством [2]. Но зададимся вопросом раскрывает ли данная теория феномен открытия своего сознания начинающим свою жизнь человеком На наш взгляд – нет, поскольку в данной системе рассматривается лишь рассудочно-адаптационная функция сознания, ее возникновение и развитие. А такая важнейшая составляющая сознания, как онтологические переживания, экзистенциальные




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница