Философия античности



Скачать 425.43 Kb.
страница1/11
Дата24.01.2018
Размер425.43 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

III. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ Автор Л.Е. Яковлева

Вопросы 1-24, с.35-63

Философия в вопросах и ответах / Под ред. А. П. Алексеева и Л. Е. Яковлевой. — М.: Проспект, 2010. — 336 с.


ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ

15. Что объединяет всех античных философов? 35

16. Какие периоды можно выделить в античной философии и на каких основаниях9 38
17. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии? 39
18. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека»' . . . 42

19. Какие философские школы представляют этический период в развитии античной философии? 46
20. В каком философском направлении поздней античности бы
ла предпринята попытка синтеза всей античной философии?. . . 49
21. Кого и почему считают первым философом Запада? .51
22. В чем проявляется античная специфика материализма и идеализма древних греков? 53
23. Какие принципы лежат в основании линии Платона в философии? 54
24. Что характеризует линию Аристотеля в философии? 57

С.35

15. Что объединяет всех античных философов?


Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних греков и древних римлян, зародившуюся в VI в. до н.э. и просуществовавшую до VI в. н.э. (до закрытия императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы — платоновской Академии).

При всем разнообразии как отдельных периодов в развитии античной философии, так и школ, направлений в рамках этих периодов, мы можем говорить о единстве античной философии как об определенном историческом способе философствования. Каковы же черты, определяющие сущность античной философии, ее своеобразие?

Во-первых, античная философия космоцентрична. Ее теоретическую основу составляет «диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством»1. Принцип, согласно которому бытие в конечном счете представляет собой единство, несмотря на множественность существующих вещей, является исходным принципом эллинского мышления и именно он приводит ее к понятию космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Предмет античной философии — познание космоса, в том числе и человека как его неотъемлемой части, природы в ее структурности, при этом, с самых начал греческой философии, природа — предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Во-вторых, возникновение античной философии (как и всякой философии вообще) связано с преодолением мифологии как формы родового сознания. Древнегреческая мифология как мировоззренческая форма родового общества проходит сложный путь от образа ритуального действия и мышления через устные сказания и предания до гомеровского эпоса и гесиодовской «Теогонии». Греческие мифы – продукты эпической поэзии –



1 Лосев А.Ф. История античной философии. — М., 1989. — С. 31.

С.36 отразили в яркой символической форме и эпохальные социальные изменения, такие как переход от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии, и память о необходимом единстве человека и природы./ В гомеровско-гесиодовской мифологии переход от Хаоса к Космосу связан с борьбой олимпийских богов против своего отца Кроноса./ Эра антропоморфных олимпийских богов символизирует гармонизацию Космоса. Это определило художественное понимание Космоса в античной философии как симметричного, гармоничного, в котором господствуют мера, красота, ритм.
В-третьих, вся античная философия строится на принципе объективизма. Прасимволом античной культуры, по выражению Шпенглера, является отдельное материальное тело. «Античная Вселенная, космос, хорошо упорядоченное множество всех близких и вполне обозримых вещей замыкается телесным небосводом. Большего не существует. Наша потребность — мыслить за пределами этой оболочки новое «пространство» — полностью отсутствовала в античном мирочувствовании»1. Подлинной формой необходимого единства, а потому и совершенства для античного Демиурга является сфера. Таким образом творец мира не только соблюдает принцип необходимого единства, но должен создать мир сферическим, подчиняясь объективным законам космоса. Душа (принцип самодвижения и движения) и ум (принцип целесообразности космоса как художественного целого) являются в первую очередь объективно-космическими силами, а человеческие душа и ум есть слабое отражение их объективного аналога. Субъект никогда не ставится выше объекта. Более того: человек есть микрокосм, все космические силы и стихии проходят сквозь него и в нем воплощаются. В идее внутренней соотнесенности микрокосма и макрокосма, характерной для античной философии, доминирует направленность от Вселенной к человеку, т.е. эстетический аспект космологии. Основной метод философского познанияинтеллектуальное созерцание целого как целого.

В-четвертых, античная философия пантеистична. Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги — лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы. Даже в развитых вариантах космогонических теорий античности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, при чем с согласия и при участии необходимости. Суверенитет природной необходимости — одна из онтологических аксиом греческого умозрения.

Мировоззренческий аспект античной философии характеризуется рядом формул. Вот основные из них: «Из ничего не может возникнуть нечто», «подобное стремится к подобному и познается подобным», «время — подвижный образ вечности»,

1 Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993. - С. 340.

С.37 оно ассоциируется не с последовательностью, а с одновременностью, не с необратимостью, а с повторяемостью, т.е. время — циклично. Поясняя различия в восприятии времени античной и современной культурой, М.Л. Гаспаров пишет: «Греки представляли себе время движущимся на одном месте — как звездный небосвод, который вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас, так и через тысячу лет после нас... Греки не вели летоисчисления по олимпиадам, они не вели вообще

никакого летоисчисления. Годы в их сознании были не нанизаны на тянущуюся нить, а как бы рассыпаны пестрой неподвижной россыпью»1. Человек же рассматривается не как «уникальная личность» (понятие «личность» не разрабатывалось античными философами), а как некий идеализированный тип — «человек разумный». Личность — онтологически невозможное понятие в античной философии: в платонизме душа, обеспечивающая преемственность человеческого существования, не находится в неразрывной связи с индивидуальным человеком и может быть соединена с любым другим, даже нечеловеческим телом; в аристотелизме человек является конкретной индивидуальностью, но с наступлением смерти она разрушается полностью и окончательно. Судьба, в античной философии, есть выражение космической необходимости (подчиняющей себе даже богов) применительно к человеку. А поскольку античный человек не знает ни начальных причин своего происхождения, ни своих конечных целей, он решает действовать, невзирая на предначертанность судьбы, как герой. Формулировку типичного для грека отношения к жизни Геродот вкладывает в уста Ксерксу: нужно действовать, идя на риск в ситуациях, в которых невозможно рассчитать последствия, и только так достигается успех.2 Стремление к доблести, которая должна быть оценена окружающими, равными герою людьми, носит отчетливо состязательный, «агональный» характер. Соревновательный дух греков пронизывает даже такие далекие от утилитарного назначения формы деятельности как философия и искусство. Как считал известный знаток античности А.Ф. Лосев, сочетание фатализма и героизма было одной из своеобразных черт античного типа культуры.

Конец мифологической эпохи с ее спокойной устойчивостью наступил в «осевое время»3 в результате борьбы рациональ –

1 Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. — М, 1995. - С. 36.

2 Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции. VIII-V вв. до н.э. — Л., 1985. - С, 72.

С.38 ности и рационально проверенного опыта против мифа. Философия и возникает в Древней Греции как попытка разгадать тайну мифа, тайну его высшей объективности. Важным условием, определившим своеобразие борьбы греческого логоса против мифа, явилось становление полисной формы общественной жизни. Как показал Ж.П. Вернан в своей работе «Происхождение древнегреческой мысли», становление полиса создавало предпосылку личной свободы человека, полную открытость всех проявлений общественной и духовной жизни, замену иерархических отношений господства и подчинения новым типом общественной связи, основанным на симметрии и взаимности отношений между «подобными» или «равными» гражданами, отказ от жестких традиционных норм поведения индивидуума, становление рационально-философского образа мышления.

Тематику всей античной философии составляют проблемы соотношения бытия и небытия, идеи и материи, единого и многого, общего и единичного, ума и души, души и тела. Изложенное здесь не означает, что в рамках античной философии не существовало многообразия философских школ и направлений, оппозиций, изменений в понимании объекта и задач философии.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница