Философы двадцатого века



Скачать 265.36 Kb.
Pdf просмотр
страница1/8
Дата22.01.2018
Размер265.36 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
КНИГА ПЕРВАЯ

© Издательство Искусство XXI век, 2004 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт философии

И.А. Михайлов
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР

26 сентября 1889 года в городке Месскирх на юге Германии родился один из крупнейших мыслителей в новейшей философии – Мартин Хайдеггер. Отец Мартина был ремесленником и одновременно причетчиком и звонарем церкви св. Мартина в Месскирхе. Родина матери – деревня в Верхней Швабии. Академическая учеба Хайдеггера началась зимой 1909-10 годов на теологическим факультете университета Фрайбурга. До 1913 года он сначала изучал теологию, затем философию, гуманитарные и естественные науки. Интерес собственно к философии, как неоднократно отмечал сам Хайдеггер
1
, пробудило у него знакомство с работой Ф.Брентано О многоразличных значениях сущего у Аристотеля. Тогда же в поле его зрения попадают оба тома Логических исследований Э.Гуссерля, антирелятивистский и антипсихологический пафос которых на первых порах вполне гармонирует с изначально теологической ориентацией Хайдеггера. Первые публикации Хайдеггера 1910-11 годов, появившиеся в консервативном католическом журнале Академик, тоже направлены на опровержение философских течений, угрожавших католицизму своим субъективизмом главный враг – индивидуализм, автономия субъекта. По мнению автора, строгая, ледяная логика противоречит тонко чувствующей современной душе. В диссертации Учение осуждении в психологизме
(1913) Хайдеггер в целом следует основной проблематике Логических исследований Гуссерля, критикуя психологизм в областях, которые небыли рассмотрены
Гуссерлем (различные теории суждения. Важным отличием становится то, что он, Хайдеггер, следуя Г.Риккерту, усматривает в математической логике угрозу для логики столь же опасную, как и психологизм (соответственно, традиция, идущая от «Principia Mathematica» Рассела и
Уайтхеда, оказывается для него неприемлемой.
Реально-содержательное вовлечение Хайдеггера в феноменологическую традицию происходит поначалу при сохранении им позиций католицизма и средневеково-схоластиче- ской философии. Габилитация – Учение Дунса Скота о категориях и значении (1915) – проходит под руководством Риккерта
3
. Автор ставит перед собой цель ввести средневековую схоластику в оборот современных ему (в первую очередь феноменологических) дискуссий»
4
Уже в 1916 году основополагающим требованием учения о категориях становится разграничение различных предметных областей как категориально друг к другу несводимых. Проблема категорий, далее, увязывается с теорией суждения и субъективности, причем в качестве одного из важнейших дополнительных измерений выступает история, и это впоследствии разведет пути Гуссерля и Хайдеггера
5
. Уже на этом этапе вхождение в феноменологию осуществляется под влиянием Гегеля, Дильтея, Шлейерма-хера и фрайбургской традиции неокантианства (в лице Риккерта). Постепенно отношение к логике у Хайдеггера становится все более дифференцированным. В 1918 году он размышляет о том, в какой мере рационализация и расщепление переживания на его логические компоненты является одной из основных тем тогдашней феноменологии. Хайдеггер покушается на одну из незыблемых схем рациональное – иррациональное, настаивая на ее неадекватности. Оппозиция трансцендентальной субъективности поначалу оформляется через вполне традиционный и частный вопрос в какой мере нечто может стать предметным? Вывод 1918 года ограни-




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница