Философы двадцатого века



Pdf просмотр
страница1/5
Дата25.08.2018
Размер95.8 Kb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5


ФИЛОСОФЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА
КНИГА ПЕРВАЯ

© Издательство «Искусство XXI век», 2004
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Институт философии

T.A. Кузьмина
ЖАН-ПОЛЬ САРТР

Жан-Поль Сартр (1905-1980) – французский философ, публицист, писатель, драматург, один из крупнейших представителей экзистенциализма. Сартр по-своему воспринимал и развивал идеи феноменологии Э.Гуссерля и философии М.Хайдеггера. Основные темы сартровской философии – сознание, человеческое бытие и человеческое действие. Анализ сознания предпринят Сартром в специфическом ракурсе: речь идет не о сознании как активной познавательной способности, а о бытии сознания. Сознание не равно познанию, неоднократно повторял он. Это положение Сартр считал принципиальным возражением против предшествующей, в первую очередь рационалистической мысли, неоправданно, по его мнению, гносеологизировавшей философию. Сознание – особый тип бытия, специфическая реальность, «озабоченная» поддержанием своего типа существования. Последнее положение имеет в виду уже саму человеческую реальность как таковую. Подобное отождествление сознания и человеческого бытия правомерно, по Сартру, потому, что человек и сознание даны
«разом», вместе: исключив из наших рассмотрений человека сознание, его потом уже нельзя ввести в анализ человеческого бытия.
Построение истинной онтологии сознания и человеческого бытия, то есть выявление их смысла и структур, должно, по мысли Сартра, осуществляться, исходя из совершенно иного понимания сознания и бытия и их взаимоотношения, чем это имело место в предшествующей философии. Сартр отмечает два варианта решения этой проблемы в прежней философии – «идеалистическое» и «реалистическое». Первое состоит в утверждении, что сознание обладает в себе некими данными, из которых оно по определенным законам функционирования «творит» мир. Второе решение противоположно первому реальность, находящаяся вне сознания и независимо от него, воздействует на него, сообщая ему тем самым его «содержание». Различные концепции могут объединять в себе элементы обоих решений, но так или иначе, по Сартру, мы имеем дело либо с неустранимым дуализмом субъекта и объекта, либо с тенденцией полного сведения сознания к познанию, а бытия – к познанному бытию. То и другое суть выражение гносеологической установки философии, в результате чего и сознание, и человеческое бытие в целом лишаются своих специфических характеристик.
Специфичность сознания, его отличие от мира, его «ина-ковость» состоит, по Сартру, в том, что у сознания нет и не может быть ни «содержания» как результата воздействия на него трансцендентного ему бытия, ни так называемых «данных» сознания, из которых оно может
«сотворить» мир. Весь мир (как «позитивность-в-себе») целиком и полностью находится вне сознания, чуждый и непроницаемый. Для Сартра это отличие сознания от мира является исходной точкой подлинного философствования о человеке.
Итак, сознанию ничего не дано извне, как не находит оно ничего предданного и в самом себе. В этом смысле сознание есть «ничто». «Бытие-в-себе», которое «блокирует» сознание и чуждо ему, просто есть, оно – «полная позитивность». Поэтому здесь не возникает и не может возникнуть никакого вопроса. Сознание же как особый род бытия ставит вопрос о себе и способе своего бытия и ставит именно потому, что оно «ничто». Поэтому сознание, по другому определению, есть «бытие-для-себя», бытие которого «интеррогативно», то есть постановка вопроса о самом себе есть одновременно и сознание своего способа быть, и сам




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница