Феноменологический подход к изучению медиапространства



Скачать 61.49 Kb.
Дата13.05.2018
Размер61.49 Kb.

Феноменологический подход к изучению медиапространства

Альшевская Ксения Владимировна, аспирантка Сибирского федерального университета, Института филологии и языковой коммуникации, кафедры журналистики.

Научный руководитель: д.филос.н. О.Ф.Нескрябина

Феноменологический подход к изучению медиа является новым направлением, появившимся в конце XX века. Источником феноменологической теории медиа была не только аутентичная феноменология Гуссерля, но так же нетрансцедентальная феноменология А.Шюца, П. Бергера, Н.Лумана. В современных медиа исследованиях феноменология стала одной из распространенных парадигм наряду с пост-макрсизмом, герменевтикой, постмодернизмом. Однако, во-первых, остается не прояснено место феноменологии среди других философских подходов к медиа. Во-вторых, использование феноменологического метода для анализа медиа привело к размыванию границ феноменологии. Несмотря на большое количество эмпирических исследований, где применен феноменологический метод, остается не ясно о какой феноменологии идет речь, так как термин «феноменология» охватывает различные феноменологические направления, а именно феноменологию Хайдеггера, феноменологию Гуссерля, социальную феноменологии Шюца, которые различны по методу и основным теоретическим положениям.

Поэтому, наша задача, во-первых, очертить место феноменологического подхода к медиа среди других теорий медиа и показать, что эти теории не соприкасаются с полем феноменологии. Во-вторых, определить методологические различия между трансцендентальной и нетрансцедентальной феноменологией и их методологические особенности для анализа медиапространства.

Феноменология была заявлена Гуссерлем прежде всего как метод, позволяющий через описание феноменов сознания анализировать его сущностную структуру. Метод трансцендентальной феноменологии предполагает три основных процедуры: редукция (переведение взгляда от мира к сознанию), свободные вариации в фантазии (рассмотрение различных единичных актов сознания) и дескрипция [Гуссерль. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, 1999]. Главным отличием феноменологии от других философских направлений является не только метод, но и те методологические установки, которыми руководствуется исследователь. Во-первых, феноменология редуцирует все теоретические и научные представления, стремясь к беспредпосылочному описанию феномена, так как изначально сам процесс мышления, сам мыслящий субъект несвободен от предрассудков. Во-вторых, феноменология не объясняет феномены, то есть не редуцирует феномены к какому-либо явлению. Согласно феноменологии, продукты сознания могут мыть описаны только через сознание, а не объяснены через то, что сознанием не является: дискурс, идеологию, технологию. С точки зрения феноменологии, такие теории как постмарксизм или постмодернизм редуцируют сущность медиа, подобно тому, как психология сводит сущность сознания к психическим феноменам.

Как отмечает Ним Е.Г., возможно выделить четыре основных подхода к медиапространству, одним из которых является технологический подход, определяющий медиа как виртуальную реальность, поддерживающуюся с помощью материальных технологий [Ним. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть, 2013 - № 4]. Метод трансцендентальной феноменологии, примененный к медиа как совокупности материальных технологий, предполагает ответ на вопрос: какие трансцендентальные условия делают возможным восприятие медиапространства как виртуальной реальности, а не совокупности технологий [Ihde. Philosophy of technology: an introduction, 1998]? Так, например, звук с точки зрения физики является механическими колебаниями. Однако звуки в повседневной жизни не предстают перед нами в виде механических колебаний, мы слышим что-то конкретное: шум автомобиля, музыку, звук стройки. Так, одним из примеров использования феноменологического метода для анализа медиа технологий является исследование звука Милены Дроумевой и Винсента Андрисами. Используя современные технологии, в частности программу RjDj, они показывают, как осуществляется конституирование звука и как возможно преодолеть возникающие отчуждение людей, прослушивающих музыку в общественных местах [Droumeva, Andrisani. Toward a cultural phenomenology of mediated aural practices // Interference journal, 2011 - №1].

В отличие от трансцендентальной феноменологии главной предпосылкой нетрансцедентальной феноменологии является утверждение о детерминации мышления историей, то есть объектами изучения являются изменчивые формы сознания [Бергер. Лукман. Социальное конструирование реальности, 1995]. Метод нетрансцедентальной феноменологии полностью заимствуется у трансцендентальной феноменологии и так же предполагает три основных процедуры: редукция, свободные вариации в фантазии, дескрипция. Объектом исследования нетрансцедентальной феноменологии применительно к медиапространству становится «жизненный мир», причем медиапространтво рассматривается с точки зрения экологического подхода, как глобальная среда обитания, пронизывающая все сферы деятельности [Ним. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть, 2013 - № 4].

Жизненный мир – это мир повседневной практики, мир, как он проживается человеком, «гераклитовский поток», мир, которому придается смысл [Гуссерль. Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию, 2013]. Однако сам жизненный мир, хоть и является единым образованием, в то же самое время включает в себя разнообразные частные миры – искусство, религию, науку, политику. Время, которое мы проводим на работе или дома, в театре или гуляя по улице, и будет составлять наши частные жизненные миры. Частные жизненные миры надстраиваются друг над другом, где низший слой жизненного мира – мир повседневной практики – является фундаментом для последующих жизненных миров. Для анализа медиапространства данные методологические постулаты феноменологии могут быть использованы для анализа и определения положения частного жизненного мира – медиа – по отношению к другим жизненным мирам.

Третьим возможным применением феноменологического метода к анализу медиапространства является дескрипция, то есть описание опыта субъекта. Примером такого исследования может быть феноменологическое описание использования интерфейса Google Планета [Parks. Earth observation and signal territories: studying U.S. broadcast infrastructure through historical network maps, Google Earth, and Fieldwork // Canadian journal of communication, 2013 - № 38]. Так, в статье мы можем встретить следующие описание: «Мое исследование началось со скриншота интерфейса Google Планеты, который я использовала, чтобы доехать до Санта Барбары…где передача со спутником была отключена. Там я нашла открытые ворота со знаком: «Посторонним вход воспрещен! Нарушители будут преследоваться!». Так как вороты были открыты, и я была вдохновлена работой таких хакеров как Брэдли Гарет, я проехала пол мили по узкой недавно асфальтированной дороги и припарковала свою машину» [Parks. Earth observation and signal territories: studying U.S. broadcast infrastructure through historical network maps, Google Earth, and Fieldwork // Canadian journal of communication, 2013 - № 38, p.16]. Как видно из предложенного отрывка, данное описание нельзя назвать строго феноменологическим. Согласно Гуссерлю, феноменологические дескрипции должны проводиться по точно установленным правилам и с использованием феноменологической терминологии. В данном исследовании понятие феноменологии сужено до простого описания своего опыта субъектом.

Стоит отметить еще одну особенность применения феноменологии к изучению медиапространства. В современных исследованиях чаще всего под термином «трансцедентальная феноменология» подразумевают феноменологию Гуссерля и Хайдеггера, не проводя между ними различия: хайдеггеровская философия мыслится как продолжение феноменологии Гуссерля. Однако законность объединения двух различных философских программ вызывает сомнения. Несмотря на то, что Хайдеггер на первый взгляд повторяет метод феноменологии – феноменологическая редукция, феноменологическая конструкция, феноменологическая деструкция – объектом исследования Хайдеггра становится аналитика Dasein, другими словами, непосредственный человеческий опыт. Объектом исследования феноменологии Гуссерля является сознание, его сущностная структура, и поэтому Хайдеггер, с этой точки зрения, оказывается ближе к экзистенциализму, чем к феноменологии.

Таким образом, можно говорить о том, что феноменологический подход к медиапространству, во-первых, отличается от всех существующих философских парадигм, так как стремится описывать продукты сознания, в данном случае медиа, через опыт сознания. Во-вторых, метод трансцедентальной и нетрансцедентальной феноменологии может быть использован для анализа медиа как материальных технологий и как глобальной среды обитания. В-третьих, термин «феноменология» может быть использован для описания опыта субъекта.



Список литературы:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. – М.: Издательство «Медиум», 1995.

  2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. 2-е изд.: пер. с нем. А. В. Михайлова, вступ. ст. В. А. Куренного. — М.: Академический проект, 2009

  3. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология. – СПб.:Наука, 2013

  4. Ним. Медиапространство: основные направления исследований // Бизнес. Общество. Власть, 2013 - № 4

  5. Хайдеггер М. . Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е.В. Борисова. – Томск: Водолей, 1998

  6. Droumeva M., Andrisani V. Toward a cultural phenomenology of mediated aural practices // Interference journal, 2011 - №1

  7. Ihde D. Philosophy of technology: an introduction. – Paragon House, 1998

  8. Parks L. Earth observation and signal territories: studying U.S. broadcast infrastructure through historical network maps, Google Earth, and Fieldwork // Canadian journal of communication, 2013 - № 38



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница