Феномен тоталитаризма в трактовке представителей русского зарубежья Л. В. Пащенко



Скачать 88.55 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата27.04.2018
Размер88.55 Kb.
  1   2   3   4   5


Вестник МГТУ, том 11, №1, 2008 г. стр.89-93
89
УДК 141.8 : 321.64
Феномен тоталитаризма в трактовке представителей
русского зарубежья
Л.В. Пащенко
Гуманитарный факультет МГТУ, кафедра философии
Аннотация. В статье рассматривается процесс становления левого тоталитаризма. Особое внимание уделяется вкладу русских религиозных мыслителей в разработку проблемы истоков тоталитаризма в
России, поскольку в своих работах они заложили основу для дальнейшего формирования западноевропейской концепции тоталитаризма как феномена XX века.
Abstract. In the paper the process of the left totalitarianism formation has been considered. The attention has been given to the contribution of Russian religious thinkers to the development of the problem of totalitarianism sources in Russia, as in their works they laid the foundation of further formation of the West-European conception of totalitarianism as a phenomenon of the twentieth century.
1. Введение
Понятие "тоталитаризм, фиксирующее принципиальные особенности репрессивных социально- политических систем в XX веке, непросто стало одной из наиболее важных и дискуссионных категорий,
но и остается постоянным объектом научных исследований.
Концепция тоталитаризма начала активно разрабатываться учеными с х годов прошлого века. Задолго до оформления концепции тоталитаризма на Западе первые попытки осмыслить феномен тоталитаризма были предприняты представителями русской эмиграции Г. Федотовым, И. Ильиным,
Н. Бердяевым, П.Б. Струве, С.Н. Булгаковым, С.Л. Франком. В рамках одной статьи невозможно охватить весь спектр идей и мнений о тоталитаризме, высказанных мыслителями русского зарубежья.
Русские философы смогли осуществить беспрецедентный по своему значению опыт всестороннего исследования коммунизма, как одного из величайших в истории духовно-мировоззренческих соблазнов,
воплотившегося в реальность именно в российской действительности. Необходимо отметить, что русских мыслителей, прежде всего, волновал вопрос об истоках левого тоталитаризма. Перечисленные выше представители русской религиозно-философской мысли по-разному отвечали на данный вопрос,
но однозначно отвергали предположение об установлении большевистской диктатуры как следствии случайного складывания различных социальных и экономических факторов.
2. Утопия и тоталитарная практика большевизма
Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX веке. Тоталитарные взгляды, и,
прежде всего, идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида – государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V веке до н.э.
Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, "можно управлять решительно всеми вещами. Достаточно детальное обоснование тоталитарная модель государства получает у Платона,
Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля и других мыслителей.
Идеальные образы совершенного гармоничного строя – утопии – играют огромную роль в истории. Как отмечал НА. Бердяев, первоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопии.
"Целостность есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, враждебна свободе. Это объясняется тем, что утопия как закрытая, законченная система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий, для утверждений и действий, опровергающих ее основополагающие постулаты. В тоталитарной модели утопия отождествляется с абсолютной истиной. Это позволяет рассматривать все остальные теории и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей – либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания. Ради достижения великой общей цели позволительно использовать любые средства, не считаясь с затратами и жертвами.
Одним из первых, кто с поразительной прозорливостью оценил возможные последствия социального эксперимента, предпринятого большевиками, был ПА. Сорокин. В статье "Современное состояние России",
написанной в 1922 гон сформулировал закон социального иллюзионизма и показал действие этого закона на примере всех "великих" революций, и прежде всего Октябрьской. Вывод ПА. Сорокина следующий:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница