Феномен смерти в философии и медицине 20-21 века



Скачать 66.41 Kb.
Дата04.05.2018
Размер66.41 Kb.

Феномен смерти в философии и медицине 20-21 века

П. С. Гуляева, студ. 2 курса


Научный руководитель – к. ф. н., доц. И. М. Суворова

Аннотация. В статье анализируется отношение к феномену смерти в философии и медицине 20-21 века, выявление наличия или отсутствия взаимосвязи идей философии и возможностей медицины в решении проблемы отношения человека к смерти.

Ключевые слова: феномен, фрейдизм, бессознательное, экзистенциализм, постмодернизм, танатос, биомедицинская этика, плюрализм.

Выбирая тему для исследования, мы руководствовались как личным интересом, так и актуальностью проблемы, заключающейся в том, что в наши дни понимание феномена смерти, как психо-эмоционального, так и биологического фактора, влияющего на жизнь человека в реальном мире, может сыграть важную роль не просто в поддержании жизни и психики людей, которые оказались на грани жизни и смерти, но и в нахождении способов, обеспечивающих устранение причин смерти и увеличение продолжительности жизни людей.

Прежде чем приступить к исследованию данной темы, мы решили выяснить, почему смерть является феноменом. Для этого мы ознакомились с идеей немецкого философа, основателя феноменологии - Эдмунда Гуссерля, по мнению которого целью феноменологии является изучение феномена как способа бытия для того, чтобы истолковать его как бытие сущего. Таким образом, смерть становится феноменом в жизни человека на определённом этапе, необходимым для понимания.

При исследовании темы, первым направлением, которым мы заинтересовались, стал фрейдизм. Большое влияние в исследовании данной проблемы с точки зрения психологии и философии оказало описание Зигмундом Фрейдом бессознательного. В труде «О смерти и бессмертии» Фрейд выделяет в человеке два главных антагонистических стремления: тяга к жизни и инстинкт смерти, цель которого - уничтожить жизнь. Кроме того, Фрейд предположил, что инстинкт смерти биологически заложен во всех живых организмах и поэтому является необходимой и неустранимой составляющей жизни в целом.

Кроме этого Фрейд говорит о том, что человеческое отношение к «уходу» строится на амбивалентном отношении к смерти первобытного человека [1]. Двойственность заключается в том, что смерть другого человека не вызывала никаких возражений, в то время как собственная смерть была невообразимой до тех пор, пока человек не терял кого-то из своих близких. Так появилось осознание страха перед смертью. Кроме этого Фрейд считал, что при потере близкого человека мы полностью исключаем смерть из своей жизни. Таким образом, жизнь теряет смысл и для того, что бы избежать этого, человек обращается к воображаемому миру, литературе, театру, где находит людей, которые еще способны умирать. Так человек удовлетворяет свое желание видеть саму смерть, которая становится значительной ставкой в жизни, причем не для нас, а для другого.

Вслед за Фрейдом проблемами феномена смерти занимался другой представитель школы психоанализа - Карл Густав Юнг. Как и Фрейд Юнг опирался на понятие бессознательного. В труде «Проблемы души нашего времени» Юнг говорит о существовании в человеке врожденных психологических структур – архетипов, которые заключают в себе знание о другом мире. Но разум, привязанный к реальности, не даёт заглянуть в иной мир. Юнг считает, что «после смерти душа обретает недостающую половину и становится бессмертной» [2].

Иную позицию в понимании феномена смерти занимает ещё один представитель фрейдизма Эрих Фромм. В своей концепции Фромм выделяет биофилов - людей с глубокой жизненной ориентацией и некрофилов - людей, проявляющих любовь к смерти, ко всему механическому. По мнению философа, некрофилию можно наблюдать и в современном мире, где все сферы человеческой деятельности машинизированы, тем самым «омервщлены в своих идеях» [3].

Следующим направлением, изучением которого мы занимались, является экзистенциализм. Одна из концепций танатологии принадлежит немецкому философу Мартину Хайдеггеру. Для философа смерть - «это способ быть, это судьба личности, это онтологическая структура человеческого бытия» [4]. В мире повседневности, мире вещей, человек забывает о своей смертности и утрачивает сознание собственной уникальности. Это и есть неподлинное бытие. По мнению Хайдеггера человек после смерти переходит из одного вида бытия в другой, т. е. он вечен с точки зрения онтологии.

Следующая идея объяснения феномена смерти принадлежит немецкому философу Карлу Ясперсу. Философ говорит о том, что если человек осознаёт свою «конечность», то таким образом приходит к мысли о бесконечном и абсолютном, а именно, о Боге и бессмертии. «Это позволяет человеку выйти за пределы собственных границ» [5].

Французский экзистенциалист Жан-Поль Сартр подчеркивает абсурдность смерти. По мнению Сартра, смерть не может быть собственной возможностью человека и, следовательно, в этом бытии смерти нет места.

Следующее направление философии конца XX в. - постмодернизм. Постмодернисты рассматривают человека как существо, полностью принадлежащее обществу и культуре. Французский философ Мишель Фуко в книге «Рождение клиники» говорит о «смерти человека» в современном обществе, в котором человек не выдерживает давления большого количества социальных групп, материальных и информационных сил, при этом «распыляется» и исчезает - как в духовном, так и физическом плане.

Жан Бодрийяр в работе «Общество потребления» говорит о том, что в современном мире рыночного «обмена» материальное производство вытесняет из жизни людей разумную духовную жизнь и не позволяет развиваться новым духовным ориентирам, так происходит разрушение общества, психики и тела человека.

Кроме работ зарубежных философов 20 века, мы занимались исследованием концепций отечественных философов.

Русский религиозный философ Павел Александрович Флоренский в книге «Не восхищением неищева» под феноменом смерти понимает умение человека уйти в иной мир. Философ обращается к древности и говорит о том, что смерть воспринималась как глубокий духовный обморок, после которого, придя в себя, посвященный с помощью специальных училищ человек, не растеряется в загробном мире, а непосвященный не поймет, что делать.

Идеи отечественного философа М. К. Мамардашвили о проблеме смерти исходили, в первую очередь, из осознания трагичности бытия. В своих лекциях о Марселе Прусте 1984 года Мераб Мамардашвили говорит о том, что мертвое постоянно участвует в нашей жизни и связывает это с тем, что «человек в современном мире замещает свои истинные подлинные чувства и мысли стандартными и стереотипными» [6].



Еще одна концепция отношения к феномену смерти принадлежит специалисту по философской антропологии Николаю Николаевичу Трубникову. В книге «О смысле жизни и смерти» философ говорит о том, что феномен смерти является предпосылкой для формирования смысла жизни, и именно только благодаря существованию смерти человек может по-настоящему оценить значимость жизни.

Русский философ Игорь Владимирович Вишев при изучении проблемы смерти взял за основу анализ данных естественных наук, достижений медицины и техники. В своей докторской диссертации: "Проблема смерти и бессмертия» И.В. Вишев предложил идею возможности достижения практического бессмертия человека.



Следующая идея танатологической проблемы принадлежит отечественному философу Демичеву Андрею Витальевичу. В докторской диссертации «Философские и культурологические основания современной танатологии» Демичев особо выделял «преимущество смерти как последнего и надежного прибежища от скуки бессмертия». С точки зрения автора истинная «ценность самой танатологии заключается в помощи человеку, оказавшемуся на грани жизни и смерти, обрести достоинство перед лицом смерти, а значит, и жизни».[7]

После освещения проблемы отношения к смерти с точки зрения философии мы приступили к рассмотрению данной темы с позиции медицины. И при изучении вопроса именно с этой позиции мы воспользовались работами реаниматолога, д.м.н.- А.П.Зильбера, уделившего большое внимание вопросам медицинской этики – дисциплине, охватывающей этические проблемы эвтаназии, клонирования, аборта, смертной казни, суицида и др. Проблема отношения А.П.Зильбера к феномену смерти подробно рассмотрена в одной из его книг: «Трактат об эйтаназии», в которой автор приходит к выводу, что «смерть нужно лишить мистицизма и ореола наказания за грехи» [8].



Далее, в работе мы перечислили одни из основных достижений медицины в качестве подтверждения реализации отношения к смерти в медицине и отметили появление большого числа хосписов - лечебных учреждений, предназначенных для облегчения страданий неизлечимых больных.

На основании ранее изложенной информации и идей мы пришли к выводу о том, что в философии 20-21века изучению феномена смерти свойственен плюрализм, а что касается медицины, то её идеи строятся большей частью на естественнонаучной основе.



Список литературы

  1. Фрейд З. Мы и смерть / З. Фрейд // Рязанцев, С. Танатология. – СПб., 1994. – С. 13-27.

  2. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. – М.: Прогресс, 1993. – 330 с.

  3. «О смерти и бессмертии». – М.: Знание, 1991. – 64 с.

  4. Краснухина Е. К. О смысле конечного существования: проблема смерти в эксистенциализме М. Хайдеггера и Ж. П. Сартра / Е. К. Краснухина // Вестник Ленинградского ун-та, 1991. – С. 12–19.

  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Политиздат, 1991. – 527с.

  6. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. Лекции о Прусте 1984 г. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL:http://www.philosophy.ru/library/mmk/topology.html

  7. Демичев А. Дискурсы смерти: введение в философскую танатологию / А. Демичев. – СПб.: Инапресс, 1997. – 144с;

  8. А.П.Зильбер. Трактат об эйтаназии. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1998.-264с., илл., библ. 326 названий.

Каталог: admin -> uploads
uploads -> Литература: Еллинек Г. Общее учение о государстве. / Г. Елинек, спб.: 1908
uploads -> Исследование социальной политики в отношении детства 1 Сущность социальной политики и ее основные направления
uploads -> Реферат влияние сми на уровень конфликтности в обществе Учебная дисциплина: Конфликтология
uploads -> Ключевые слова: идентификация, идентичность, индивид, категория пространства, национальная идентичность, политика идентичности, политическая идентичность, региональная идентичность, социальная идентичность
uploads -> Темы курсовых работ
uploads -> Теоретические подходы к изучению спорта в международных отношениях
uploads -> Философия науки и техники литература Основная литература


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница