Феномен сети: комплексный социальный анализ



Скачать 70.99 Kb.
страница1/14
Дата23.02.2018
Размер70.99 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Феномен сети: комплексный социальный анализ

Автор – профессор АШКЕРОВ А.Ю.

  1. Организационно-методический раздел.

Понятие сети стало последнее время одним из самых заметных в литературе по философии и гуманитарным наукам.

Как обычно и бывает в таких случаях, популярный термин служит паролем доступа к определённым темам. Однако собственное его значение принимается по умолчанию и остаётся закрытым для исследования. В тоже время проблемы сети не ограничиваются приключениями концепта, но имеют отношение к принципиально разным контекстам и стратегиям организации определённых форм жизни (которые в рамках данного курса будут называться «сетевыми»).

Всё это не просто оставляет огромный простор для философских исследований, но позволяет задаться принципиальным вопросом о том, не является ли любая из разновидностей актуальной философии сетевым образованием. В итоге, оказывается, что актуальная философия печётся не только об анализе, но и о продвижении определённых онтологий. Огромная разноголосица мнений по поводу статуса, происхождения и методов исследования сети только подтверждает эту гипотезу.

В одном случае сеть предстаёт как орудие, превращающее коммуникацию в техническую процедуру, в другом – воспринимается как сумма технологий, довершающих многолетний проект формирования второй природы («натуры»), в третьем – она, наоборот, объединяет искусственную и естественную среду обитания в одно целое, неслиянное и нераздельное.

Добавим к этому, что все перечисленные подходы развиваются на фоне поляризации, с одной стороны, коммуникативистских представлений о сети, частично восходящих к Руссо и Аристотелю, а с другой стороны, сугубо технократических воззрений на неё, восходящих к «строгой науке» разной степени давности и аффилированным с ней производственным комплексам, информационным системам и энергетическим контурам. Одновременно невозможно игнорировать историю описания сетей в контексте теорий происхождения и развития вселенной, а также рамках биологического анализа пищевых цепочек, условий обитания и воспроизводства жизни.

Важнейшим дополнением ко всему этому являются новейшее понимание сети в специально посвящённой ей акторно-сетевой теории, которая на своём особом языке, подобно Марксу в XIX-м веке и некоторым антропологам в XX-м веке (К.Леви-Строс, М.Серр, Ф.Дескола и др.), рассматривает сеть как интегративное действие живых агентов, форм общения и инфраструктурных объектов.

Отдельного внимания заслуживает феномен сети в доновоевропейских и вненовоевропейских обществах, избежавших соблазна подчинить существование базовому разделению субъекта и объекта.

Всё это делает анализ сети не просто актуальным, но необходимым с точки зрения формирования комплексного подхода к систематике жизненных укладов, являющегося отличительной чертой не только социальной, но и всякой философии.



Цель курса состоит в выявлении тех возможностей, которые открывает проблематика сети для формирования общефилософских и социально-философских стратегий завтрашнего дня.

Задачи курса связаны с:

- этимологической реконструкцией словаря сети в древних и современных обществах;

- проблематизацией сети в различных теоретических дисциплинах;

- семантикой и семиотикой сети в различных профессиональных языках и социолектах;

- эпистемологией принципов опознания и анализа сетевых феноменов;

- онтологией сетевых форм жизни и гибридных объектов;

- исследованием сети в контексте истории знаний о пространстве и космосе;

- описанием сети как параллельной реальности от древности до наших дней;

- раскрытием роли сети в исторической систематике души и тела и развитии представлений об идентичности;

- установлением «средовых» воззрений на сеть, объединяющих её с процессами биогеоценоза, воспроизводственными циклами и механизмами наследования;

- анализом социальной генеалогии сетевых форм в контексте становления диаспор, великого переселения народов, великих географических открытий и великих военных миропоряядков;

- определением взаимосвязи сети с полицейским государством, его инструментами и их исторической эволюцией;

- изучением альтергосударственных образований, чья история связана, в частности, с кочевыми империями и военными походами, церковью и религиозными орденами, пиратскими объединениями и транснациональными корпорациями;

- изучением экономических аспектов сетевой жизни и понимания общественных институтов как инструментов сетевого маркетинга;

- тематизацией транспортных аспектов сетевой реальности, их анализом и сопоставлением;

- распознанием влияния преобладающих способов и путей перемещения на идентичность;

- рассмотрением взаимосвязи сети с языком, письмом и знаковыми системами;

- выявлением соотношения организации научной сети с поворотом науки к сетевым формам реальности;

- объективацией религиозных аспектов сетевой реальности и вклада религиозных вероучений в её становление;

- суммированием антропологических проблем, связанных с тем, что «положение человека в сети» сегодня даже более значимо, чем «положение человека в космосе»;



- отслеживанием экспансии сетевой инфраструктуры в целом и отдельных её сервисов в качестве рукотворной «параллельной реальности» современного мира.


  1. Каталог: sites -> default -> files
    files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
    files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
    files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
    files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
    files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
    files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница