Феномен многоречия в религиозной интернет-коммуникации



Скачать 85.59 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата19.02.2018
Размер85.59 Kb.
  1   2   3   4   5


Ицкович Татьяна Викторовна
ФЕНОМЕН МНОГОРЕЧИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

В статье предпринимается попытка осмысления феномена многоречия в религиозной православной коммуникации в Интернете. Следование принципам кооперации и сотрудничества, отсутствие фактов речевой агрессии детерминировано религиозным мировоззрением коммуникантов. Социальная неоднородность православного сообщества определяет смешение в речи отправителей языковых средств разных "воображаемых сообществ церковнославянизмов, высокой, книжной лексики и сниженной лексики, жаргонизмов, заимствований. Адрес статьи Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (38): в х ч. Ч. I. C. 91-94. ISSN 1997-2911. Адрес журнала Содержание данного номера журнала www.gramota.net/materials/2/2014/8-1/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес voprosy_phil@gramota.net


ISSN 1997-2911 Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 8 (38) 2014, часть 1 91
УДК 811.161
Филологические науки

В статье предпринимается попытка осмысления феномена многоречия в религиозной православной ком-
муникации в Интернете. Следование принципам кооперации и сотрудничества, отсутствие фактов рече-
вой агрессии детерминировано религиозным мировоззрением коммуникантов. Социальная неоднородность
православного сообщества определяет смешение в речи отправителей языковых средств разных «вооб-
ражаемых сообществ церковнославянизмов, высокой, книжной лексики и сниженной лексики, жарго-
низмов, заимствований.
Ключевые слова и фразы: религиозная сфера общественного сознания религиозный стиль воображаемое сообщество религиозная коммуникация интернет-коммуникация; многоречие.

Ицкович Татьяна Викторовна, к. филол. н.
Уральский федеральный университет
taniz0702@nail.ru

ФЕНОМЕН МНОГОРЕЧИЯ В РЕЛИГИОЗНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ


Сегодня объектом изучения в различных областях гуманитарного знания становится религиозная сфера общественного сознания. В лингвистике начинается исследование языка религиозной коммуникации [2; 5], выдвигается и обосновывается идея существования религиозного стиля, дополняющего существующую парадигму функциональных стилей русского литературного языка [4; 7; 8; 10; 11], происходит описание некоторых жанров (молитва, проповедь, исповедь) [3; 6; 13; 14]. Целью настоящего исследования является описание некоторых аспектов феномена многоречия (полиг- лоссии), под которым понимается существование и функционирование подсистем русского национального языка, функциональных разновидностей литературного языка, субъязыков разных социальных и профессиональных группа также субъязыков отдельных личностей [15], в религиозной православной коммуникации. Одна из наиболее активно функционирующих сфер православной коммуникации – Интернет, в частности, социальные сети. Задачами исследования является описание признаков многоречия в институциональной среде, фактически – выявление признаков православного субъязыка. Говоря о феномене многоречия в религиозной православной коммуникации, следует отметить, что русский язык, являясь языком межнационального общения, для многих носителей, независимо от национальности, стал центром воображаемого сообщества [1]. При пересечении коллективных представлений носитель русского языка и православный образуется воображаемое сообщество православных носителей русского языка. Описание русского многоречия в православной среде заслуживает специального анализа. Воспользуемся комментариями пользователей открытой группы православного прихода храма во имя святителя Иннокентия Московского, размещенными в социальной сети Facebook. В наши дни различные формы религиозной коммуникации широко представлены в Интернете (официальные сайты приходов, сайты священнослужителей, сайты православных СМИ и др. Одна из активно функционирующих форм религиозной коммуникации – группа православного прихода в социальных сетях. Рассмотрим особенности многоречия на примере текстов, размещенных в открытой официальной группе на Facebook Приход храма Свт. Иннокентия Московского. Коммуниканты: воцерковленные, образованные люди, имеющие одно или несколько высших образований, активные пользователи Интернета, зарегистрированные на Facebook, составляющие сравнительно небольшую часть прихожан храма (в группе зарегистрировано человек, в то время как прихожанами являются более 400 человек. Обратим внимание, что православные члены группы выступают под собственными именами, написанными в основном на кириллице (40 человек из 47), латиница используется существенно реже (8 человек изв том числе священнослужитель. Священнослужитель позиционирует себя также, как и остальные члены группы, указывая только имя и фамилию, не отмечая свой особый для этой группы людей статус. Имена указываются членами группы в полной форме, не употребляются уменьшительные формы и иносказательные ники. Больший уровень свободы проявляется в использовании аватарок. Коммуниканты визуализиру- ются при помощи фотографий (40 человек из 47) и рисунков. Статус члена группы и использование авата- рок не связаны между собой священник размещает вместо своей фотографии рисунок Общение в Сети предполагает свободу, равенство и добровольность участия. Православное общение достаточно жестко регламентировано соблюдаются правила этикета, в основе которого лежит иерархический принцип. В православной группе в социальных сетях действуют две противоборствующие тенденции к свободе и равенству, с одной стороны, и иерархической подчиненности и соблюдению традиций – с другой. Рассмотрим текст полилога, среди участников которого священнослужитель, то есть лицо, находящееся с остальными участниками в иерархических отношениях (здесь и далее сохраняется орфография и

Ицкович Т. В, 2014




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница