Феномен методологической рефлексии и перспективы его конституирования в социальном познании



Скачать 263.57 Kb.
Pdf просмотр
страница1/20
Дата28.07.2018
Размер263.57 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


А.И. ЗЕЛЕНКОВ, Л.Ф. КУЗНЕЦОВА
ФЕНОМЕН МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ЕГО КОНСТИТУИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ
Одним из впечатляющих парадоксов современной социодинамики является беспрецедентный в истории рост экономических и интеллектуальных новаций, которые не только кардинально ускоряют социальную жизнь и создают новую социальную реальность, но и проблематизируют ее смысл и ценностное оправдание. Поиски различных версий такого аксиологического оправдания невиданных ранее трансформаций социального мира обретают сегодня статус мировоззренческого императива, основополагающей характеристики современной культуры и форм ее философско-рефлексивного осмысления.
Вместе с тем становится всё более очевидным, что перспективы этого осмысления требуют интенсивного развития социального знания в направлении от эмпирически и феноменологически ориентированных форм описания и измерения разнообразных изменений в обществе к концептуально-теоретическим и системным моделям социума, способным продуцировать эффективные прогнозы социальных изменений и адекватные объяснительные схемы. Иными словами, по- прежнему актуальной остается проблема обоснования перспективных стратегий теоретической концептуализации социального знания с учетом специфики его предметной области и тех тенденций развития социокультурного мира, которые столь убедительно обнаружились в последние десятилетия ХХ века. Среди этих тенденций важное место принадлежит поиску неклассических принципов интерпретации социального бытия и становлению образа новой социальной эпистемологии. Философская герменевтика и феноменологические проекты социального познания инициировали исследовательские ориентации на анализ
«структур повседневности», в которых понятия субъекта и его когнитивной компетенции приобретают отчетливо выраженный неклассический характер.
Происходит перенос гносеологических акцентов на субъективную интерпретацию знания и релятивное, многомерное истолкование истины. Приоритетным объектом исследования становится уже не тот или иной набор социальных структур, а формы их становления и легитимизации. Распад и завершение классического проекта познания и постижения смысла всемирной истории в ее целостности и телеологической целесообразности создают необходимые предпосылки для формирования идеи тотальной релятивизации истории, которая, по словам К. Ясперса, «таит в себе бесконечные возможности … Завершение истории кажется нам невозможным, она движется от одной бесконечности в другую…» [1, 276-277].
Феноменологическая социология конструирует такое понимание социального мира, где классический образ социальной реальности замещается микромиром повседневности с его акцентами на сугубо личностном бытии и межиндивидуальной коммуникации. Многие исследователи обращаются к идеям и концептуальным стандартам синергетики, в которой стремятся найти некий


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница