Феномен ереси в контексте православной традиции



Скачать 140.81 Kb.
Pdf просмотр
страница1/6
Дата26.04.2018
Размер140.81 Kb.
  1   2   3   4   5   6

На материале русской культуры, можно наблюдать тесную связь таких ценностных категорий как
Истина, Вера, Красота, к которым часто обращаются исследователи теории культуры, и фактическим материалом подтвердить, что в контексте отечественной культурной парадигмы истинность есть проявление действительной Веры, настоящего
Добра, подлинной Красоты, а не их лживых имитаций. С. 30, 31]. Для православного христианина сосредоточием красоты веры является главное содержание Предания – совершение Литургии. С. 116]. При этом нужно помнить, что литургия,
не ограничивается стенами храма. Это общее дело
(буквально с греч) наполняет всю внебогослужеб ную жизнь. Каждый христианин стремится, чтобы всякий миг жизни нес на себе отпечаток божественного, «невечернего света. Именно этим стремлением обусловлено сохранение и преумножение предметов прикладного искусства и фольклорного многообразия в народной культуре, где за традиционными формами стоит глубокое христианское содержание, мистика Восточной Церкви.
Выходя из храма, в своей жизни христианин остается носителем местных национальных и культурных традиций, но при этом уже перешагнул за их грань, стал причастен народу божьему, новому языку. Именно в такой, несводимой к социальным,
экономическим и прочим земным условиям, жизни христианин должен стать созерцателем и проповедником красоты Истины, проповедником того света веры, что принял в Таинстве крещения (просвещения. К принявшим крещение обращается Христос в Евангелии «Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф 5:16). Свет, – согласно «Прогласу»
Кирилла Философа, – открывает красоту и дает радость [цит. По 3. СИ через свет истины и святости, которая, согласно НЕ. Выжлецовой [3. Сесть первооснова древнерусской духовности, христианин призван свидетельствовать о своей вере.
Люди церкви далеко не святы, но памятование о призвании к святости, являющей божественную красоту, устойчиво присутствует в Традиции Православия Образ есмь неизреченныя Твоея славы,
аще и язвы ношу прегрешений. [4. С. 212, 174]. Из приведенного текста явствует, что грех воспринимается как скверна, искажение образа Бога в человеке, затемнение света, получаемого при крещении. Целостное образное восприятие греха, как и мировосприятие в целом, прививается членам
Церкви через покаянные молитвословия, которые они слышат в храмах и читают по домам «подаждь ми образы Твоего спасения [5. Л. Человек создан по образу Бога, поэтому, цель христианской жизни – обожение осуществляется через восстановление этого образа, затемненного грехом «Аще и недостоин есмь небесе и земли. и
Твой осквернив образно творение и создание Твое быв, не отчаеваю своего спасения окаянный. С. 199]. Таким образом, наблюдается противопоставление двух систем образов первая – система святости, обусловленная верою. Из поколения в поколение в Традиции передается образ Христа посредством Святого Духа, и под его воздействием христианин приближается к своему утраченному первообразу. Данный процесс обусловлен верой,
которая сама воспринимается как система образов.
Образу веры противостоит вторая система, которая, по сути, является антисистемой, так как есть лишь искажение, неполноценная передача первой.
И связано это искажение с разрушением образа
Христа в человеке, или отказом от святости как высшего идеала, к которому необходимо стремиться.
Желаемое сочетание внешнего и внутреннего,
по мнению выдающегося архипастыря и знатока русской церковности ХХ в, отнюдь не является законом. Очень часто крещеный человек по тем или иным причинам не участвует, даже внешне, в жизни церкви как организации [7. С. 108]. Хотя это незаконно рано или поздно внешнее хождение в храм из внешнего принуждения должно стать внутренней потребностью. Чаще всего бывает так, что человек начинает видеть красоту и истину веры по
Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 315. № 6 114
УДК 168.522(281.9+273)
ФЕНОМЕН ЕРЕСИ В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Д.Е. Крапчунов
Томский политехнический университет mail: Установлены смысловые антиномии, составляющие основу православного мировосприятия святость – грех, благочестие – не честие, вера – ересь. Определено, что установка на целостность образа жизни обуславливает восприятие ереси как разделения,
разрыва, утраты целостности образа жизни и теоретических мировоззренческих основ. Выявлено типологически устойчивое восприятие всех ересей в контексте истории и их отождествление между собой. Обозначено, что для традиции характерно образное восприятие ереси как темного явления, замутняющего сияние и чистоту веры. Охарактеризованы зрительные образы, через которые воспринимается ересь.
Ключевые слова
Ересь, предание, традиция, принцип терпимости, смысловые антиномии.
Key words:
Heresy, legend, tradition, principle of tolerance, semantic antinomies.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница