Фёдорова Лилия Александровна



Скачать 29.65 Kb.
страница1/2
Дата28.03.2019
Размер29.65 Kb.
ТипЗакон
  1   2

Фёдорова Лилия Александровна

старший преподаватель

кафедры философии НГАУ

(г. Новосибирск)


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным источником права в современном государстве является нормативно-правовой акт (НПА). Анализируя нормативно-правовое регулирование модернизации профессионального образования, его процессов реструктуризации, оптимизации и интеграции, рассмотрим некоторые законы и подзаконные акты, основываясь на классификациях, в основу которых положены признаки: содержание и сфера распространения НПА.

На данный период главным и преимущественным нормативно-правовым актом в сфере образования является Закон «Об образовании в Российской Федерации». До декабря 2012 года отношения в сфере образования регулировались двумя раздельно существующими законодательными актами. Это закон «Об образовании» в редакции 1996(7) года и закон, регулирующий отношения в сфере высшего профессионального образования. Федеральный закон 2012 года объединяет в себе позиции двух предыдущих документов. Система образования дифференцируется не по уровню образовательных учреждений (организаций), а по образовательным программам.

В данном документе на законодательном уровне закреплена интеграция начального и среднего профессионального образования. При этом система высшего образования потеряла статус профессионального.На основании статьи 108 «Заключительные положения» начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). Статья 23 Закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет четыре типа образовательных организаций в соответствии с образовательными программами.Профессиональной образовательной организацией является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования [1].

Первым НПА в сфере профессионального образования являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах».Посредством данного подзаконного акта второго октября 1940 года была учреждена система организованной, плановой подготовки квалифицированных рабочих кадров для ведущих отраслей народного хозяйства страны[2].

Более чем за 75 лет система профессионального образования претерпела ряд изменений, характеризующихся процессами модернизации: реструктуризации, оптимизации, интеграции. Структурная, функциональная и содержательная перестройка начального и среднего профессионального образования определяется как реструктуризация сети образовательных учреждений, которая в различных регионах РФ началась в 90-х годах ХХ века, когда стали создаваться новые типы профессиональных образовательных учреждений: высшие профессиональные училища (ВПУ), лицеи и колледжи[3].

Второй период (2004-2012 гг.) характеризовался массовым переходом образовательных учреждений НПО и СПО с Федерального на региональный уровень; реструктуризацией региональных систем начального и среднего профессионального образования на основе создания укрупненных колледжей, ресурсных центров, учебных комплексов; организацией обучения на основе «подушевого» финансирования» [4].

Концепция интеграции начального и среднего профессионального образования апробирована и успешно реализовалась в Москве, где в 2005 году решением Правительства Москвы проведена системная интеграция учреждений НПО и СПО в единый тип – профессиональный колледж.

Объектами интеграции выступали государственные учебные заведения, решение об интеграции принималосьна уровне субъекта Федерации[5].

В апреле 2011 году полномочия в сфере начального и среднего профессионального образования с Федерального уровня полностью переданы в ведение субъектов Российской Федерации.

Концептуально поменялись подходы в профессиональном образовании на основе передачи функций подготовки трудовых ресурсов для Новосибирской области из министерства образования в Министерство труда, занятостии трудовых ресурсов в апреле 2011 года.

Развитие системы профессионального образования НСО регулировалось следующими региональными программными документами:

- «Концепция инновационного развития профессионального образования Новосибирской области на 2008-2012 годы»;

- ведомственная целевая программа «Развитие начального профессионального образования Новосибирской области на 2009-2011 годы», разработанная на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 5.9.2008 № 348 «О повышении эффективности системы начального профессионального образования Новосибирской области»;

- долгосрочная целевая программа, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 № 283-п «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы». И др.[6].

Выполняя задачу распространения структурных, содержательных и технологических инноваций с использованием созданных инфраструктурных элементов - межрегиональных отраслевых ресурсных центров, новых межрегиональных центров прикладных квалификаций, центров оценки сертификации квалификаций в Новосибирской областисоздана современная структура сети образовательных организаций профессионального образования.

В настоящее время сформирована сеть из 19 ресурсных центров, сконцентрировавших на своих площадках самое современное учебное оборудование[7]. В ресурсных центрах по программам профессионального образования обучается более 9675 студентов, что составляет 46 % от численности всех обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях (44% в 2014 году)

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599, в системе среднего профессионального образования министерства создано шесть многофункциональных центров прикладных квалификаций (Новосибирский строительно-монтажный техникум, Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства, Новосибирский химико-технологический колледж им. Д.И. Менделеева, Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина, Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса).

Одним из направлений в построении новой инфраструктуры подготовки кадров является формирование образовательных кластеров. Такая практика отрабатывается в авиастроительной отрасли, приборостроении, агропромышленном комплексе, в энергетике, в области химических и биотехнологий на основе интегрированных образовательных программ университетов и колледжей.

Одним из оснований такой деятельности послужил закон «Об участии Новосибирской области в государственно – частном партнерстве», принятый на основе Постановления Законодательного Собрания Новосибирской области от 22.03.2012 N 200-ЗС [8].

В рамках развития интегрированной системы непрерывного образования подписаны Соглашения о сотрудничестве в сфере непрерывного образования между Новосибирским государственным педагогическим университетом и Новосибирским профессионально-педагогическим колледжем; Новосибирским государственным архитектурно-строительным университетом и Новосибирским архитектурно-строительным колледжем; Сибирским государственным университетом геосистем и технологий и двенадцатью подведомственными профессиональными образовательными учреждениями, Сибирским государственным университетом путей сообщения и тремя подведомственными профессиональными образовательными учреждениями, Новосибирским государственным техническим университетом и четырьмя подведомственными профессиональными образовательными учреждениями.

Качество содержания регулируется стандартами. Совместные отраслевые методические советы по вопросам подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена руководствуются профессиональными стандартами, многофункциональными нормативными документами, определяющими в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. На основании статьи 1951 «Профессиональная квалификация» Трудового кодекса Российской Федерации порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов определяется Правительством Российской Федерации.

Учебно-методические объединения в системе профессионального образования, формируемые Минобрнауки РФ, руководствуются Федеральными государственными образовательными стандартами. Нормативная база введения в действие ФГОС может быть представлена некоторыми документами:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница