Федеральное государственное автономное образовательное



Скачать 207.76 Kb.
страница1/5
Дата26.05.2018
Размер207.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5




Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет


Высшая школа экономики”»

Утверждено

Проректор НИУ ВШЭ

С.Ю. Рощин

___________________



«____»____________ 20__ г.

Одобрена на совместном заседании кафедр общей и экспериментальной психологии и психологии личности

«_21_»___мая______2013 г.


Зав. кафедрой общей и экспериментальной психологии

__________________Болотова А.К.

Зав. кафедрой психологии личности

____________Старовойтенко Е.Б.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по специальности 19.00.01

Общая психология, психология личности, история психологии”



Москва, 2013 г.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология и естественно-научное знание. Место психологии в системе наук о человеке. Психология и гуманитарные науки. Психология и социология. Психология и экология жизненного пространства человека. Психология и политология. Психология и культура. Психология и педагогика. Психология и социальные науки. Становление научной психологии, общая характеристика ее предмета и методов. Сравнительные особенности житейского и научного познания в психологии. Психология как естественно-научная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания. Проблема выделения психологических факторов, взаимоотношения их научного объяснения и житейского представления о них. Взаимосвязь научной и житейской психологии, формы их сотрудничества. Научные факты и психологические закономерности в познании и объяснении общественных стереотипов, общепринятых заблуждений и социальных шаблонов. Специфика психологического изучения познания. Деятельность, сознание, познание. Образ (представление) мира как условие деятельности человека. Познание и мотивация. Познавательная потребность. Познание как процесс, познавательные действия.

Проблема адекватного познания реальности. Проблема выделения познавательных процессов. Специфические познавательные процессы: ощущение, восприятие, мышление. Перцептивный образ и понятийный смысл. Психические процессы: память, внимание, воображение. Психология познания и когнитивная психология. Познавательная сфера человека и ее основные характеристики. Примеры фундаментальных проблем общей психологии. Психофизическая проблема. Культура и познание. Возможности и ограничения психологического знания.

Группы методов организационные, эмпирические,

собственно практические методы психологии, методы описательной психологии, методы обработки данных.

Особенности организационных методов, их способность устанавливать связи и зависимости между явлениями различного типа, дифференцирование организационных методов: сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов.

Краткая характеристика и особенности применения эмпирических методов - общенаучных (наблюдение, эксперимент) и конкретно-научных (тесты, анализ продуктов деятельности, опрос).

Система собственно практических методов - психологическая консультация, психологическая коррекция, психотерапия, психотренинг).

Специфика методов описательной психологии - интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, интуиция, герменевтика. Количественный и качественный анализ материала и особенности интерпретации полученных данных. Понятие точности научных данных. Динамические (жесткие) и статистические (вероятностные) закономерности. Артефакты в экспериментальном исследовании: 1) Эффект плацебо. 2) Эффект Хоторна. 3) Эффект аудитории. 4) Эффект Пигмалиона или Розенталя. 5) Эффект первого впечатления. 6) Эффект Барнума.

Экспериментально-генетический метод. Метод поперечных срезов.


Лонгитюдные исследования. Формирующий эксперимент. Нейропсихологические и патопсихологические методы экспериментальных исследований (А. Р. Лурия). Метод синдромного анализа. Проективные методы исследования. Стимульный материал. Особенности интерпретации. Личностные опросники. Тест-опросники. Биографическая анкета-опросник. Опросники интересов.

Интервьюирование и его особенности. Интервью свободное и структурированное или стандартизированное интервью.




Каталог: data -> 2013
2013 -> Федеральное государственное автономное образовательное
2013 -> Источники в социологии
2013 -> Концепция устойчивого развития признана мировым сообществом в качестве центральной стратегии развития человечества, которая направлена на преодоление глобального экологического кризиса
2013 -> Политические ориентации современной российской молодежи
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Исследование особенностей жизнедеятельности семей в современной России
2013 -> Владимир карлович кантор
2013 -> Факт и образ: жанровая специфика мультимедийных и телевизионных проектов на темы истории


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница