Факторный анализ устойчивого развития предприятия в рисковых ситуациях



Скачать 78.17 Kb.
Дата14.05.2018
Размер78.17 Kb.
ТипАнализ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В РИСКОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Комлева Ю.В.,

ст.преподаватель,

Восточноукраинский национальный

университет имени Владимира Даля,

г. Луганск, Украина
По мнению Костырко Л.А., устойчивое функционирование любого предприятия определяется [1]:

1 уровнем развития продуктивных сил общества в целом и характером факторов производства отдельных его подсистем (сегментов);

2 воспроизводственными процессами в рамках определенных отношений собственности на факторы производства предпринимателя и рабочей силы;

3 экономической природой капитала;

4 единством индивидуального и общественного воспроизведения;

5 закономерностями кругооборота капитала.

Анализ литературы, посвященной вопросам определения факторов устойчивого развития предприятия в рисковых ситуациях, показал, что до настоящего времени не существует единого подхода в определении данных факторов. Сложности в определении и классификации факторов устойчивого развития предприятия связаны со скоростью изменений окружающей среды, а также с использованием учеными различных подходов к анализу деятельности предприятий.

Факторный анализ устойчивого развития предприятий нужно проводить не только тогда, когда предприятию угрожает наступление рисковой ситуации. Целью факторного анализа должно быть, прежде всего, предотвращение наступления таких ситуаций, а его результаты могут быть эффективно использованы и на успешно функционирующих предприятиях.

Зависимость устойчивого развития от основных характеризующих его факторов, выглядит следующим образом:

, (1)

где Ср – устойчивое развитие предприятия;

Е - организация диагностики финансово-экономического состояния предприятия;

І - его успешная инновационная деятельность;

К - квалифицированный человеческий капитал;

Іп - качественные информационные технологии;

Р - рациональное природопользование;

S - корпоративная социальная ответственность;

У - эффективное адаптивное управление;

Я - положительный имидж и высокое качество продукции.

Для обеспечения устойчивого развития предприятия необходимо определить количественные и качественные характеристики каждого из факторов устойчивого развития предприятия в рисковых ситуациях [все источники по факторам].

Потребность в управлении предприятием, т.е. в необходимости принятия того или иного решения, возникает только при возникновении проблемы в его деятельности. В общем случае проблема определяется двумя состояниями[2]:

- что задается (желательным);

- фактическим (прогнозируемым).

Несогласование между этими состояниями определяет необходимость принятия управленческого решения или управляющего воздействия с целью приведения фактического состояния к желательному. Для обеспечения достаточной эффективности управления должен осуществляться контроль за его реализацией.

Система управления организации представляет собой особый интерес для руководителя, а ее изучение и совершенствование - его постоянная задача. Управление предприятием должно обеспечивать [2]:

- сохранение структуры системы;

- поддержку режима деятельности;

- реализацию программ, целей функционирования этих систем в условиях разных сопутствующих им внешних и внутренних воздействий.

Устойчивость управления как свойство системы сохранять свое первоначальное состояние покоя или движения в условиях внешних воздействий является одним из важнейших факторов для любой системы, в том числе и для системы управления предприятием.

Для обеспечения устойчивости системы управления важными являются:

- непрерывность управления;

- исключение ошибок в оценке состояния объекта управления;

- исключение задержек в оценке состояния управления;

- действия персонала.

Оперативность управления характеризует продолжительность цикла управления. Чем выше оперативность управления, т.е. соответственно продолжительность цикла управления меньше, тем более эффективным является влияние системы управления на поведение объекта. Цель функционирования системы управления - выработка и реализация управленческих влияний или решений для формирования необходимого поведения управляемой системы (предприятия как объекта управления) в условиях различных воздействий окружающей среды для достижения сформулированных целей.

Сложность управления деятельностью и развитием предприятий как социально-экономических систем обусловлена тем, что одним из самых важных его объектов являются люди. Поведение личности в каждой конкретной ситуации зависит от целого ряда факторов (интересы, характер, темперамент, эмоции и т.п.), что предусматривают необходимость учета особенностей личности. Основная проблема, которая возникает в процессе создания и отладки организационно-экономического механизма, заключается в рациональном соединении командно-административных и социально-экономических стимулов. Такое использование должно вызвать максимальную удовлетворенность и ответственность всех категорий работников в обеспечении высокого уровня эффективности и качества достижения целей производственной системы [3].

В общем виде эффективность и качество функционирования производственных систем выражается отношением изменения за определенный период степени достижения целей производственной системы к изменению необходимых для этого трудовых ресурсов и средств производства. Чем выше степень достижения целей и ниже расходы, тем более эффективной является трудовая деятельность сотрудников предприятия.

В современных условиях потребитель, получив возможность широкого выбора, стремится получить максимум выгоды от потребления. Ограниченный платежеспособный спрос при стремительно развивающейся конкуренции со стороны отечественных и заграничных товаропроизводителей, заставляет предприятия жестко соперничать друг с другом в борьбе за традиционные и новые рынки сбыта. В условиях формирования конкурентной среды, насыщения рынка разнообразными товарами и постоянным расширением ассортимента предлагаемых товаров, перед каждым отечественным предприятием возникает проблема идентификации его продукции и выделения ее среди множества других вариантов предложения. Успех деятельности предприятий, вынужденных продвигать свою продукцию на внешние и внутренние рынки во время отсутствия поддержки государства, во многом зависит от умения предприятия создать себе определенную репутацию надежного поставщика качественных товаров и услуг, достойного социального партнера.

Больше того, изменение рыночной ситуации в направлении придания большей значимости потребительским факторам обусловило необходимость принципиально иного подхода к обеспечению устойчивого развития предприятия, которое основывается в значительной степени не на выявлении и использовании внутренних факторов развития, а на всестороннем и углубленном изучении факторов внешней среды и поиске баланса групповых интересов. Предприятие, находясь в центре внимания интересов различных групп, оказывающих на него дестабилизирующее внутреннее и внешнее воздействие, находится под непрерывным давлением и обязано осуществлять постоянное согласование данных интересов с целью обеспечения своего устойчивого развития а долгосрочной перспективе, а также удовлетворения разнонаправленных ожиданий этих групп по отношению к предприятию.

На передний план выходит проблема разработки эффективной программы идентификации предприятия, направленной на создание и поддержку положительного имиджа конкретного предприятия как производителя качественной продукции, а также общественно значимой организации в восприятии потребителей, сотрудников, деловых партнеров, акционеров, инвесторов, и общества в целом. Решению этой проблемы во многом должно содействовать управление имиджем как инструментом, который обеспечивает гармонизацию интересов разных групп и нивелирование возможных отрицательных последствий их разной направленности, которая и создает основу для устойчивого развития предприятия. Проблема управления имиджем промышленного предприятия, основанная на выявлении и детальном изучении множества факторов, которые влияют на восприятие предприятия и производимой им продукции, является очень важной, поскольку во многом обуславливает результат развития предприятия - стратегическое положение предприятия на рынке и его конкурентные преимущества [4].

Возможность реализации предприятиями хозяйственной деятельности в экономической системе связана с единством сосуществования структурных, функциональных, организационно-управленческих отношений, которые составляют природу хозяйственного образования. Предприятие, как система, имеет несколько важнейших особенностей, к числу которых можно отнести:

- изменчивость отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

- наличие у нее предельных возможностей, обусловленных имеющимися ресурсами;

- способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

- способность противостоять энтропийным тенденциям;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Таким образом, адаптация финансовой деятельности к внутренним и внешним условиям, имеющим социальную, экологическую, экономическую и институциональную составляющие, формирование на этой основе специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия и механизма их реализации, который учитывает влияние внутренних и внешних факторов, является основой финансовой стратегии, нацеленной на устойчивое развитие предприятия в рисковых ситуациях [5].

Выявление и ранжирование наиболее значимых факторов устойчивого развития предприятия является основой для дальнейшей разработки алгоритма стабильной деятельности и развития предприятия в рисковых ситуациях. Необходимо отметить, что любое разделение факторов как социально-экономических явлений на внешние и внутренние является довольно условным, поскольку, например, внутренние факторы могут быть вызваны внешними причинами. Поэтому, согласно требованиям системного подхода внутренние и внешние факторы развития предприятия необходимо рассматривать во взаимодействии.
ЛИТЕРАТУРА

1 Костирко Л.А. Діагностика потенціалу фінансово-економічної стійкості підприємства: Монографія. - Луганськ: СНУ ім. В.Даля, 2004. - 240 с.

2 Василенко В.О. Антикризове управління підприємством: Навч. посіб. Вид. 2-ге, виправл. і доп. – Київ: ЦНЛ, 2005. – 504 с.

3 А.В. Козаченко, А.Э. Воронкова, В.Ю. Медяник, В.В. Назаров Малый бизнес: устойчивость и компенсаторные возможности. – Вид. „Лібра”, К.: 2003. - 328 с.



4 http://www.lib.ua-ru.net/diss/vved/192154.html

5http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle /123456789/601/05_10_010.pdf?sequence=2
Каталог: branch -> donetsk -> sotrud -> eim nauka
eim nauka -> Экономические предпосылки возникновения социального партнерства в системе социально-трудовых отношений
sotrud -> Проблемы информационных технологий обеспечения размещения государственных и муниципальных заказов в РФ
branch -> Реферат по одной теме. Выбираем номер темы по списку в группе, т е. если ваша фамилия стоит 1 в списке, значит тема реферата 1
branch -> Б. 01. 02 История экономики цель дисциплины: формирование у студентов комплекса
sotrud -> Влияние демографических и ресурсных факторов на процесс цивилизационных трансформаций
sotrud -> Становление идеи глобального права
sotrud -> Концепции развития регионального образования в постсоветский период
sotrud -> Формирование культурно-образовательной среды вуза в условиях глобальной информатизации
sotrud -> Big History как Универсальный коэволюционизм


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница