Фадила "добродетель" — термин арабо-мусульманской философской и религиозной мысли, противопоставляется разила "порок"



Скачать 26.46 Kb.
Дата05.03.2018
Размер26.46 Kb.
ТипСтатья

Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001)

© А.В.Смирнов 2001


Фадила “добродетель” — термин арабо-мусульманской философской и религиозной мысли, противоположность разила “порок”.

В трактатах о моральных качествах, придерживавшихся в целом аристотелевской традиции (см. Камал), приводятся длинные списки “добродетелей” и “пороков”. Йахйа Ибн ‘Ади в Тахзиб ал-ахлак относит к числу первых умеренность, скромность, умение прощать, дружелюбие, верность, сострадание, скромность, искренность намерения, щедрость, мужество, великодушие, справедливость, к числу вторых — развязность, жадность, сластолюбие, жестокость, т.д. В одноименном произведении Мискавайха в соответствии с платонической традицией выделяются три главные добродетели, соответствующие трем частям души: мудрость (разумная), мужество (гневливая), умеренность (вожделеющая), гармония которых образует четвертую добродетель, справедливость. Насир ад-Дин ат-Туси придерживается примера Мискавайха, добавляя свои детали в градацию добродетелей и пороков.



В исламской мысли за пределами традиции “трактатов о нравах” не выделяется набор “кардинальных добродетелей”, как то было характерно для античной или средневековой западной мысли. Для нее типично не такое иерархическое соположение добродетелей, при котором одни из них мыслятся как включаемые в другие подобно частному, включаемому в общее, а скорее рядоположение их, при котором одна добродетель оказывается выше другой и ниже третьей, но не включается в вышестоящую и не включает нижестоящую. Более того, такой ряд чаще всего не является абсолютным в том смысле, что как бы не имеет твердо установленного основания. Этическую мысль интересует не “начало” добродетельности как таковой и добродетелей как ее выражения, а соотношение любых конкретных добродетелей. Поскольку иметь “добродетель” (фадила) для арабского мышления означает иметь “превосходство” (фадл), исследование добродетелей означает исследование “взаимного превосходства” (тафадул) людей, причем такое превосходство может пониматься как соотношение не только тех или иных моральных свойств (ахлак), но и “состояний” (ахвал) души или иных аспектов, которые могут существенно меняться от момента к моменту и не обязательно зависят от собственного усилия человека, но могут быть либо, как то мыслится в исмаилизме, результатом благодати (та’йид “поддержка”), дарованной Первоначалом мироздания избранным людям, либо результатом ежемгновенно обновляющегося божественного проявления, как в суфизме. Впрочем, даже в наиболее близкой аристотелевской традиции литературе “трактатов о нравах” добродетели могут пониматься соотносительно, как имеющие разный вес для людей с разным социальным положением и различного возраста, так что даже одно и то же качество может считаться добродетелью или по меньшей мере допустимым в одном случае и пороком в другом, как склонность к похвалам, похвальная в юношах и осуждаемая в старцах (Ибн ‘Ади). Понятие “добродетель” поэтому оказывается довольно размытым и не ориентированным на сугубо этические рассуждения. Что действительно зависит от самого человека, так это ориентация его желаний и устремлений, поэтому формирование “намерения” (ниййа), или “воли” (ирада), непосредственно связанной с “действием”, составляет скорее предмет этического исследования. С этим связано и понимание добродетели как “доброделания” (ихсан), что скорее передает понятие “деяния” и выражает центральное для исламской этики представление о непосредственной связанности “намерения” и “действия”. Это понимание “добродетели” означает ориентированность “намерения” (см. Ниййа) человека на “добрые” (хасан) поступки.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница