Эзотерические психопрактики в религиозных традициях



страница1/28
Дата15.02.2018
Размер359 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности







Раздел V

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ

ПСИХОПРАКТИКИ

В РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИЯХ

5.1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ ПСИХОПРАКТИК

Как уже было сказано в первой главе, эзотерическими мы будем называть системы, используемые лишь ограниченным числом адеп­тов, носящие преимущественно прикладной характер. Такие систе­мы существовали практически во всех культурах и религиозных тради­циях. В качестве примеров можно назвать индийскую йогу, теорию внутреннего эликсира даосов, исихазм, духовные упражнения Игна­тия Лойолы, суфийские ордена и т.д.

Особенность эзотерических систем и одновременно причина их «закрытости» состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. На эту особен­ность подобных систем обратил внимание еще М. Вебер : «Мисти­ческое знание ...является практическим (выд. Вебера) знанием. По своей сущности оно скорее — «обладание», исходя из которого воз­можно новое практическое ориентирование в миру, а при известных обстоятельствах и новое коммуникативное познание» [37, с.205].

Эзотерические системы, как и религии, ставят целью осознанное самоизменение личности, однако, в отличие от последних, предлага­ют конкретный, воспроизводимый набор методов для такого изме­нения. Например, характеризуя задачи практики исихазма, Г. Пала-ма писал: «Чрез ум, как чрез владыку-епископа, мы полагаем законы каждой способности души и каждому из членов тела» [184]. Анало­гичные задачи просматриваются в йоге: «Йога есть освобождение материи мысли от обличения в различные образы» [101]. В тексте приводится много других примеров, иллюстрирующих эту мысль. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, однако, в отличие от измененных состояний сознания, до­стигаемых последователями многих религий, изменения личнос­ти, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер. Эзотерика — это «...реконструкция

внутреннего эзотерического мира, путешествие по нему» [209, с. 107-108]. Именно в эзотерических системах можно найти огромное ко­личество всевозможных психопрактик. Для краткости будем назы­вать последние «эзотерическими психопрактиками».

Сравнивая цели эзотерических психопрактик с целями и цен­ностями религий, в рамках которых они существовали, можно заме­тить принципиальные, хотя и не афишируемые отличия. Соответству­ющие примеры будут приведены в настоящей главе. Существование таких отличий является значимым и, как будет показано в дальней­шем, необходимым элементом таких систем.

При всем многообразии эзотерических систем можно выделить несколько типов устойчивых изменений психики, к которым стре­мились их последователи:


  1. формирование новых качеств личности;

  2. развитие имеющихся и овладение новыми способностями, в том числе превосходящими «нормальные» человеческие способности;

  3. расширение сознания, повышение уровня осознанности.

Наработка новых личностных качеств является наиболее распро­страненной и легко достижимой целью, которая ставится не только эзотерическими системами, но и большинством религиозно-воспи­тательных систем. Иногда последователи одной системы стараются приобрести качества, от которых стремятся избавиться представите­ли других. Наиболее изощренной в рассматриваемом аспекте явля­лась индийская традиция, которая предлагала представителям раз­личных социальных слоев нарабатывать разные наборы качеств, со­ответствующие их социальной роли (дхарме).

Среди способностей, которые стремились приобрести последо­ватели различных эзотерических систем, можно выделить следующие:



  1. совершенствование органов восприятия, кондиций тела, куль­туры движения;

  2. развитие специфических коммуникативных навыков;

  3. способность к произвольному достижению измененных состо­яний сознания;

  4. способность к волевому контролю физиологических процес­сов в организме.

Описание личностных изменений, вызываемых эзотерическими психопрактиками, возможно на основании методологии структурно-психологического, феноменологического подходов и трансперсональ­ной психологии. Однако антропологическая перспектива, предлагаемая


122

123

Сафронов А. Г.

Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности


различными психопрактиками, вообще говоря, различна, что приве­ло к некоторой путанице. Исследователи, использующие тот или иной методологический подход к описанию психопрактик, тяготели к опи­санию одного из их типов, не учитывая иных вариантов антрополо­гических перспектив.

Так, опираясь на материал западной алхимической традиции и отчасти некоторых восточных систем, К. Юнг выделил единую (по его мнению) цель психопрактик, метафизически заложенную в при­сущей самой психике потребности — индивидуализации, процессе, в котором личность приобретает полноту и целостность своего бытия. Индивидуализация связана с расширением сферы сознания и рас­ширением его возможностей. Процесс индивидуализации есть выде­ление личности из коллективных основ собственной психики, духов­ное рождение человека, возникновение психически самостоятельно­го, саморазвивающегося существа. Индивидуализация — это асси­миляция бессознательного через осознание тех образов, которые оно поставляет, то есть проявление и осознание архетипов. Итог индиви­дуализации — становление самости, в которой эго (сознание лично­сти) становится элементом самости. Причем эго не растворяется, не ассимилируется самостью, что было бы психической катастрофой. Цель индивидуализации — освобождение самости от лживых покро­вов персоны и от самодовлеющей власти бессознательных образов. В отличие от индивидуализма, индивидуализация означает не отказ от коллективности, а напротив — более совершенное исполнение кол­лективных предназначений.

Обретение самости происходит, согласно Юнгу, через циклы ча­стичных слияний с определенными архетипами, конкретный набор которых и составляет технологию той или иной психопрактики. Надо отметить, что предложенная методология позволила Юнгу убедитель­но проанализировать суть некоторых тибетских, индийских и алхи­мических психопрактик.

В указанном контексте становятся понятными другие часто упо­минаемые цели эзотерических психопрактик — осознанность и целос­тность, поскольку осознанность как раз и является тем состоянием, при котором сознание становится доминирующей психической функ­цией, управляющей всеми прочими, а целостность достигается при осознании человеком своего бессознательного, поглощении его созна­нием. Разумеется, последний дискурс порожден психоанализом и со­здает точки соприкосновения эзотерических психопрактик и психоте­рапии, о чем пойдет речь в последней главе настоящего исследования.

Однако индивидуализация являлась далеко не единственной це­лью психопрактик. Данная цель характерна скорее для эзотеричес­ких и оккультных систем, на материал которых в значительной сте­пени опирался Юнг при написании своих работ. Многие из религи­озных психопрактик ставили иные, в том числе и противоположные, задачи — минимизация самости, ее полное уничтожение, максималь­ное подчинение себя высшим целям или идеалам, слияние с тем или иным архетипом и т.д. [292]

Подобную альтернативу в целях религиозных психопрактик от­мечал, например, С. Хоружий: «Как легко видеть, в рамках парадиг­мы Духовной практики наличие метаантропологической перспекти­вы создает полную определенность в проблеме самоидентичности человека — однако эта определенность описывает не одно, а два ре­шения проблемы, взаимно противоположные друг другу. Телос Прак­тики, ее «высшее духовное состояние», несет вполне определенную позицию в проблеме идентичности — но, как мы убедились, эта по­зиция может быть двоякой: телос имеет природу либо личного бытия, обладающего самоидентичностью по определению, либо имперсональ-ного бескачественного бытия, неотличимого от небытия, Ничто — и тогда самоидентичности не имеет {выделение мое — А. С.)» [309].

Тем не менее, сформулированная Юнгом методология может быть эффективна и для описания этих типов психопрактики.

В рамках трансперсональной психологии появились различные классификации этапов изменения личности, происходящих вслед­ствие применения соответствующих психопрактик, которые в пре­деле могут быть эффективны для описания психопрактик, имеющих перспективой уменьшение самости. Одну из них приводит Д. Корн-фильд. Согласно его представлениям, существует несколько уровней развития человека, которые в разных традициях описываются по-разному.

На первом уровне люди просто осознают, что они «спят». Это одно из самых важных прозрений. Стараясь фиксировать внимание на себе и пребывать в настоящем настолько, насколько это возмож­но, на протяжении всего дня они изумляются тому, как долго пребы­вают в состоянии «автопилота». Это прозрение означает начало из­менений, поскольку люди начинают видеть преимущества реального пробуждения и стремиться к более интенсивной практике, к более реалистичному видению себя в своем мире. Подобное же описание есть у Фуко в работе «Герменевтика субъекта»: «Самореализация ста­новится необходимой на фоне ошибки, на фоне дурных привычек,


124

125


Сафронов А. Г.


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница