Еврейский национальный менталитет (опыт построения структурной модели)



Скачать 126.47 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер126.47 Kb.
  1   2   3


ЕВРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

(ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ МОДЕЛИ)

К.ф.н. Чернова Л.Е., Днепропетровск


Наличие специфического мировосприятия, формирующегося под влиянием геоклиматических особенностей, исторической судьбы и образ жизни этноса, признано большинством исследователей. Сомнения относительно еврейского менталитета возникают в связи с разнообразием и длительным рассеиванием отдельных групп, объединяемых этнонимом "евреи".

Сначала рассмотрим общие структурные элементы, а затем выделим специфику еврейского менталитета. Исследования менталитета связаны с целым рядом методоло­ги­ческих проблем и трудностей. Первая из них связана с тем, что объект относится к глубинным структурам бытия духовного и проявляется лишь многократно опосредованным образом, что затрудняет верифицируемость теоретических построений и разработку эмпи­ри-ческих показателей.

Вторая сложность - разнообразие трактовок понятия "менталитет" в разных науках. Отсюда необходимость согласования смыслов для междисциплинарных исследований.

Третья проблема - произвольное и широкое использование понятий в публицистике и СМИ. Нередко под ним понимаются все структуры психики и познания.

Специалисты стремятся к большей определенности. Одни связывают менталитет со складом мышления. Действительно, слово "ментос"(ments) означает ум, мышление, образ мысли, душевный склад. Наиболее широко данное истолкование используется в когнити­вистской психологии. Начало такого подхода заложено в работах К.Юнга и Э.Гуссерля.

Другие исследователи понимают под менталитетом "дух эпохи", "душу национальной культуры" и т.п. В этом случае содержание ментального пространства составляют: стереоти-пы, мифы, предрассудки, установки, ценности и архетипы. Сам менталитет определяется как не отрефлексированный слой подсознательного, иррациональный по своей природе. Такой подход распространен в современных школах культурной антропологии, истории науки, искусства и опирается на работы К.Леви-Стросса.

Философы говорят о мировозренчески - смысловых структурах.

Иногда менталитет отождествляется с национальным характером и национальным самосознанием. Безусловно, все эти компоненты связаны друг с другом, но функционально различны. На наш взгляд, национальный характер и одна из его характеристик - национальный темперамент, хотя и выступают "объектом" национального самосознания, но не являются элементами менталитета, так как в их содержании многое выходит за рамки ментальности. Опираясь на высказывание Э.Фромма, что социальный характер - есть резуль-тат адаптации внутренней энергии к внешней среде, можно сказать, что




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница