Эволюция понятия "юридическое лицо"



страница1/25
Дата05.01.2018
Размер0.77 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Подполковник юстиции

БАРАНЕНКОВ Вячеслав Вячеславович



диссертация

на соискание учёной степени

кандидата юридических наук


Военная организация как юридическое лицо

в системе Федеральной пограничной службы

Российской Федерации

Специальность: 20.02.03.:

Военное право, военные проблемы международного права.

Научный руководитель:

Заслуженный юрист Российской Федерации,

кандидат юридических наук, профессор,

полковник юстиции ЧЕКАНОВ В. Е.


Москва - 1999



План диссертации:
Введение.

Глава 1.

Понятие и сущность юридического лица.

1.1.Эволюция юридического лица как института гражданского права.


1.2. Теории сущности юридического лица.


1.3. Понятие юридического лица в современном гражданском праве России.
Глава 2.

Особенности гражданско-правового статуса военных организации в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

2.1. Проблемы гражданско-правового статуса военных организаций в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

2.2. Особенности правоспособности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

2.3. Система юридических лиц Федеральной пограничной службы Российской Федерации и перспективы её совершенствования.


Заключение.

Список использованной литературы.

Список нормативных актов.

Судебная и арбитражная практика.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в нашей стране привело к кардинальным изменениям практически во всех сферах правового регулирования жизни общества. Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют пересмотра многих, казалось бы незыблемых, понятий и институтов отечественного права. Существенные изменения, произошедшие в системе юридических лиц России, появление новых организационно-правовых форм обусловливают необходимость переосмысления сущности этого понятия.

В связи с переходом военных организаций1 к функционированию в условиях рынка, представляется чрезвычайно важным максимально точно определить их статус в гражданском обороте, с тем чтобы наиболее эффективно организовать их взаимодействие с другими участниками этого оборота. Это, в свою очередь, позволит повысить результативность финансово-экономической деятельности военных организаций, оптимизировать использование имущества и выделяемых денежных средств и, как следствие – улучшить материально-техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности ФПС России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Кроме того, достижение определённости в правовом положении военных организаций в свою очередь сделает более стабильными не только гражданские, но также трудовые, административные, финансовые и иные правоотношения с их участием.

Особую актуальность исследованию придаёт тот факт, что в настоящее время продолжается разработка проектов федеральных законов «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций», «О Пограничной службе Российской Федерации», указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации», ряда других нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение военных организаций. Как показывает практика нормотворческой деятельности, создание эффективного продуманного проекта нормативно-правового акта требует глубокой предварительной научной проработки.

Степень разработанности темы. До середины 70-х годов проблемы правосубъектности военных организаций оставались за рамками научных интересов учёных. Как отмечал А.А. Беспалов уже в наше время (в 1974 году), «в юридической литературе не имеется работ, посвящённых анализу гражданской правоспособности воинской части и её имущественной ответственности».1

Именно диссертация А.А. Беспалова2 стала первым фундаментальным научным исследованием гражданской правосубъектности воинской части (как структурного подразделения Вооружённых Сил) в отечественной цивилистике. Позже проблемы правового положения воинских частей рассматривались в трудах И.А. Нагорного3, В.Е. Чеканова4 и ряда других военных учёных5.

В последнее время в периодических изданиях развернулась дискуссия о правосубъектности воинских частей, вызванная неопределённостью их правового положения и возникающими в связи с этим проблемами6. Вместе с тем, как показывает анализ этих публикаций, многие из высказываемых мнений не имеют глубокого научного обоснования. Несмотря на острую актуальность данной темы в условиях рыночной экономики, проблемы правосубъектности военных организаций в новых условиях хозяйствования остаются недостаточно исследованными. В частности, не разработаны вопросы гражданско-правового положения военных организаций и их структурных подразделений. Законодательно не закреплено, какие военные организации могут наделяться статусом юридического лица и при каких условиях. Не урегулированы вопросы взаимоотношений военных организаций – юридических лиц между собой и с вышестоящими организациями. Требуют глубокого научного изучения проблемы правового положения имущества воинских частей, юридической ответственности военных организаций и многие другие. Отсутствие глубоких теоретических разработок, посвящённых указанным проблемам, и противоречивость складывающейся судебной практики являются тормозом развития законодательного регулирования и хозяйственной деятельности военных организаций.

Объектом исследования является понятие и сущность юридического лица как универсального субъекта правоотношений в различных отраслях права.

Предметом исследования стали основные положения теории и практики правового регулирования статуса военных организаций в условиях рыночной экономики.

Цель и задачи работы. Целью настоящей диссертационной работы является комплексное исследование особенностей правосубъектности военных организаций с использованием института юридического лица на примере структурных подразделений ФПС России.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:



  1. Проанализировать эволюцию института юридического лица в отечественном и зарубежном праве.

  2. Изучить содержание понятия «юридическое лицо» в современной отечественной цивилистике.

  3. Проанализировать особенности гражданско-правового статуса военных организаций системы ФПС России в современных условиях.

  4. Проанализировать особенности правосубъектности различных юридических лиц, входящих в систему Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

  5. Выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование правового статуса ФПС и её подведомственных организаций в условиях рыночной экономики.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность научных приёмов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия и сущности юридического лица, правового положения организаций в условиях рыночной экономики.

Теоретической основой исследования стали труды выдающихся отечественных учёных - юристов Н.Н. Алексеева, А.А. Беспалова, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.В. Венедиктова, В.В. Витрянского, В.Б. Ельяшевича, О.А. Красавчикова, М.И. Кулагина, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.Н. Трубецкого, Г.Ф. Шершеневича и многих других.

В круг источников исследования вошли публикации отечественных и зарубежных авторов - специалистов в области гражданского, военного, административного, конституционного права, теории государства и права, философии права, социальной психологии, социологии и других наук, а также диссертационные исследования по анализируемым проблемам. В исследовании анализируется современное и ранее действующее российское законодательство, арбитражная практика, ряд проектов правовых актов. Подвергается анализу также современное зарубежное законодательство, регулирующее правовое положение военных организаций некоторых иностранных армий.



Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в российской юридической науке разработан комплекс проблем правосубъектности военных организаций в условиях рыночной экономики. В диссертации на базе исследования сущности института юридического лица, особенностей финансово-экономической деятельности военных организаций, с учётом зарубежного опыта впервые в отечественной науке определены основные требования к правовому положению военных организаций, а также к организации взаимоотношений между ними в составе единой системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти.

Данная работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования военного законодательства.

По итогам проведённого исследования на защиту выносятся следующие научные положения:

1. Признаки юридического лица можно условно разделить на две группы:

I. Статусообразующие признаки (наличие которых необходимо для признания организации юридическим лицом):

- организационное единство и автономия,

- имущественная обособленность,

- государственная регистрация.



II. Признаки, производные от статуса (возникающие у организации, вследствие наделения её статусом юридического лица):

- самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам,



  • гражданская дееспособность (способность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности),

  • процессуальная правоспособность (способность быть истцом и ответчиком в суде).

  1. Для того чтобы ответить на вопрос, является ли организация (в том числе и военная) юридическим лицом, необходимо и достаточно определить, обладает ли такая организация статусообразующими признаками. Признаки, производные от статуса (возникающие у организации, вследствие наделения её статусом юридического лица), не могут служить основанием признания организации юридическим лицом.

  2. Юридическое лицо, являясь самостоятельным участником гражданских правоотношений, не может организационно входить в состав другого юридического лица в качестве структурного подразделения исходя из сущности этого понятия и необходимости обеспечения имущественной обособленности организаций, обладающих самостоятельной правосубъектностью. Представляется целесообразным в п. 1 ст. 48 ГК РФ внести дополнение следующего содержания: «Юридическое лицо не может организационно входить в состав другого юридического лица».

  3. В соответствии с действующим законодательством статусом юридического лица в системе ФПС России может обладать центральный аппарат ФПС России, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования, региональные управления, унитарные предприятия, некоторые другие соединения и части центрального подчинения (а не все воинские части до пограничного отряда включительно, как было ранее). При наделении статусом юридического лица только указанных выше организаций, все остальные воинские части должны войти в эту систему на правах их структурных подразделений. При необходимости участия в гражданском обороте такие структурные подразделения могу быть наделены статусом филиалов и представительств указанных юридических лиц.

  4. В системе ФПС России статусом юридического лица целесообразно наделить военные организации, имеющие право на осуществление разрешённой деятельности, приносящей доходы, что позволит:

  • в определённой степени ограничить риск, связанный с осуществлением приносящей доходы деятельности;

  • защитить средства, полученные от такой разрешённой деятельности и приобретённое на эти средства имущество, от обращения на них взыскания по обязательствам других военных организаций системы ФПС России.

  1. Рассмотрение юридических лиц, подведомственных ФПС России, в качестве системы, позволяет предположить допустимость и целесообразность установления особого порядка взаимоотношений между юридическими лицами, входящими в единую систему, наделив ФПС России, как федеральный орган исполнительной власти, правом создания юридических лиц, а также правом от имени собственника изымать у подведомственных юридических лиц излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество (хотя бы движимое) для его последующей передачи другим юридическим лицам - структурным подразделениям ФПС России.

  2. Необходимо принятие комплекса мер, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего правовое положение военных организаций:

  • ускорить принятие федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций» с соответствующими изменениями и дополнениями (см. Приложение № 2);

  • разработать и зарегистрировать в Министерстве юстиции Российской Федерации Типовые положения о юридических лицах – военных организациях различных видов;

  • разработать Типовые положения о воинских частях - филиалах и представительствах военных организаций - юридических лиц, закрепив в них основные правомочия должностных лиц указанных воинских частей (см. Приложение № 3);

  • в интересах упорядочения участия военных организаций в гражданском обороте зарегистрировать все военные организации – юридические лица в установленном порядке;

  • разработать проект федерального закона «О государственных военных учреждениях», отражающий особенности гражданско-правового положения военных учреждений - юридических лиц;

  • разработать инструкцию (положение) о договорной деятельности каждого вида юридических лиц ФПС России, а также филиалов и представительств;

  • создать в ФПС России специальную службу для организации договорной работы, укомплектовав её юристами и экономистами, прошедшими специальную доподготовку в области договорного права и арбитражного процесса.


Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что теоретические положения и выводы, сформированные на основе исследования, имеют целью способствовать совершенствованию российского законодательства, регулирующего правовое положение военных и других организаций. Они также могут быть использованы при разработке проектов нормативных актов по вопросам, связанным с деятельностью структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти.

Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания курса «Гражданское право», «Российское предпринимательское право», «Коммерческое право» и ряда спецкурсов, посвящённых правовому регулированию деятельности различных видов организаций, а также может быть пособием по данной тематике для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов и всех, кто интересуется данной тематикой.



Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре общеправовых дисциплин Московского военного института ФПС России. Основные положения исследования выносились на обсуждение на сборах руководителей служб правового обеспечения ФПС России и на ряде научных конференций.

Полученные в ходе работы результаты были использованы в нормотворческой деятельности ФПС России, в частности:



  • в ходе подготовки предложений ФПС России к проекту федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций»,

  • в ходе работы над проектом федерального закона «О Пограничной службе Российской Федерации»,

  • в ходе разработки проекта положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации,

  • в ходе разработки положений о воинских частях - филиалах региональных управлений ФПС России,

  • при подготовке ряда других нормативно-правовых актов.

Некоторые результаты исследования были реализованы на практике в ходе организации в Московском военном институте ФПС России разрешённой деятельности, приносящей доходы.

Кроме того, материалы исследования широко использовались в учебном процессе в Московском военном институте ФПС России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения и двух глав, включающих по три параграфа каждая. В процессе изложения материала и в конце каждого параграфа приводятся выводы и предложения.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница