Эволюция немецкой классической философии



страница1/24
Дата22.08.2018
Размер1.57 Mb.
ТипМонография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

(филиал) ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ)

Зарубин А.Г., Гончарова Н.Г., Дунаева Н.Н.


ЭВОЛЮЦИЯ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

(от И.Канта до Л.Фейербаха)

Монография

Гуково

2017


ББК 87.3

Э15

Э15 А.Г.Зарубин, Н.Г.Гончарова, Н.Н.Дунаева. Эволюция немецкой классической философии (от И.Канта до Л.Фейербаха): монография / А.Г.Зарубин, Н.Г.Гончарова, Н.Н.Дунаева. ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «АзовПринт», 2017 г. – 73с.
ISBN 978-5-9909949-7-3
Немецкая классическая философия конца ХУ111 – начала Х1Х веков, будучи высшим достижением европейского философского рационализма, во многом заложила проблематику и стала отправной точкой развития мировой философии вплоть до наших дней. Данное исследование посвящено выявлению, изложению и анализу важнейших идей, принципов и концепций виднейших представителей этой философской школы как единого целого.

Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и всех интересующихся мировой духовной культурой.


Рецензенты:



Шевченко А.М. – д.с.н., профессор кафедры экономических, естественно-научных
и гуманитарных дисциплин Гуковского института экономики и права;

Силенко С.В. – к.ф.н., доцент кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета


ISBN 978-5-9909949-7-3

©Ростовский государственный

экономический университет (РИНХ), 2017

©Зарубин А.Г.. Гончарова Н.Г.. Дунаева Н.Н., 2017



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….4

ГЛАВА 1. И.КАНТ КАК ОСНОВОПОЛОЖНИК НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ………………………………………………………………………………………7

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗЕРЦАНИЕ В ФИЛОСОФИИ И.ФИХТЕ………….25

ГЛАВА 3. ВКЛАД ШЕЛЛИНГА В СТАНОВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ ДИАЛЕКТИКИ: ОТ НАТУРФИЛОСОФИИ К ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА……………………………………….32

ГЛАВА 4. ПАНЛОГИЗМ ГЕГЕЛЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД…………………..42

ГЛАВА 5. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ……………………62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………70

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………..72



ВВЕДЕНИЕ
Немецкой классической философией принято называть определенный период в развитии немецкой философской мысли – с середины ХУ111-го до середины Х1Х-го веков, представленный учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Это особая линия, высшее, завершающее звено в развитии новоевропейского философского рационализма, его классика, которой присущи небезосновательные претензии на систематическую целостность и завершенность. Создатели направления убеждены в естественной упорядоченности мироустройства, наличии в нем гармонии и порядков, доступных рациональному постижению.

Немецкая классическая философия, при всем разнообразии представляющих ее идей и концепций, оказывается преемственным рядом органически связанных между собой систем. Каждый из мыслителей этого направления, начиная выработку собственной концепции, целиком опирался на идеи своего предшественника (или предшественников). Приверженность данной философской традиции целому ряду существенных принципов позволяет говорить о ней как об относительно целостном, едином духовном образовании. Свидетельством тому является сходное понимание всеми немецкими мыслителями роли самой философии в истории человеческого общества, ориентация на создание целостной диалектической концепции развития, обоснование исторической закономерности, принципов свободы и гуманизма.

В отличие от предшествующей европейской философской традиции ХУ11-го века немецкая классическая философия стремилась дать именно познавательную оценку всему существующему, определить границы компетенции познавательного процесса. Все это стало значительным вкладом в историю мировой философской мысли, оказав чрезвычайно важное и глубокое воздействие на духовную историю человечества. Общечеловеческое значение немецкой классики определяется ее стремлением дать ответы на вечные вопросы философии, а, следовательно, и человеческого существования. И хотя ответы, предложенные виднейшими немецкими мыслителями, во многом обусловлены современной им эпохой, они шли далеко за пределы ХУ111-Х1Х столетий.

Особое место в системе взглядов немецких классиков занимает диалектика, которая у них исходит из представления о субстанциональности духовного, движение и развитие которого рассматривается как всеобщий процесс, определяющий все многообразие материального, всю природу. В силу такого исходного основоположения этот процесс объясняется не как отражение независимой от него объективной действительности, а как ее созидание, осознание, развитие. Понятие развития сближается с понятием творения, которое также подвергается переработке. Теория развития, поскольку субъектом развития объявляется познающий самого себя абсолютный дух, фактически сливается с теорией познания. Однако в рамках этой позиции в известной мере выявляются наиболее общие закономерности, ибо они присущи не только познанию, но и бытию.

Классики немецкой философии, таким образом, поставили в центр своих исследований деятельную, субъективную сторону процесса познания. Так, основным положением философии Канта является утверждение, что чувственно воспринимаемый мир предметов, вещей и явлений безгранично познаваем, однако, только благодаря тому, что он формируется из неупорядоченного материала чувственных данных, которым располагает познающий субъект. Связывая познание с изменением действительности, он соответствующим образом истолковывает как объекты познания, так и саму познавательную деятельность, постоянное условие которой образует независимая от познания объективная реальность.

В философии Фихте подобное понимание практики получает законченное выражение. Он ставит все то, что не является самосознанием, в зависимость от самосознания, которое представляется ему как абсолютная мощь, или абсолютный субъект. Познание, мышление, разум оказываются определениями абсолютного самосознания, или человечества, созидающего в меру осознания им своей действительно неограниченной мощи свой собственный, подлинно человеческий мир. Поэтому история человечества рассматривается мыслителем как продукт его собственной (человечества) деятельности, и не просто потому, что люди сами творят свою историю, но и потому, что они сами создают условия, которые затем определяют основные черты каждой исторической эпохи.

Шеллинг обнаруживает в позиции Фихте противоречие, которое, по его мнению, связано с чисто негативным пониманием природы. Чтобы разрешить это противоречие, надо допустить, что самосознание не есть изначально первичное, что оно представляет собой завершение длительного процесса развития бессознательного. Шеллинг стремится доказать, что есть бессознательное состояние духа, который постепенно развивается, переходя от одной стадии к другой, более высокой, постепенно преодолевая свою бессознательность. В абсолютном самосознании, т.е. в человечестве, природа, так сказать, полностью пробуждается, преображается, осознает и осуществляет свою внутреннюю цель. В рамках этого глобального философского обобщения Шеллингу удалось разработать учение о противоречиях, объективно присущих природным процессам и образующих движущие силы их развития, о единстве противоположностей и их превращении друг в друга. При этом он осмысливал, обобщал действительные достижения современного ему естествознания, выявлял присущие им диалектические тенденции и даже предвосхищал некоторые последующие открытия.

Вместе с тем существенную роль в его взглядах играла и романтическая философия искусства, теория художественного творчества. Художественное творчество понимается им, с одной стороны, как высшая форма деятельности человека, а с другой – как субстанциальная основа всего совершающегося в мире. Оно видится как единство сознательного и бессознательного – двух фундаментальных, взаимоисключающих, но вместе с тем и обусловливающих друг друга состояний духа. Природа поэтому характеризуется Шеллингом как бессознательная поэзия, а искусство – как отражение тождественности сознательного и бессознательного. Следовательно, их тождество непостижимо мышлением, невыразимо в понятиях, а доступно только мистическому созерцанию художественного гения.

Гегель на место единства сознательного и бессознательного поставил принцип тождества бытия и мышления. Это значит, что мышление есть и субъект и объект. Оно превращается из специфической, свойственной лишь высокоорганизованной материи, способности в субстанциальную стихию бытия. Логический процесс приобретает универсальный характер, а логика из науки о человеческом мышлении становится наукой о бытии, сущностью которого оказывается опять же мышление, понятие. С этой точки зрения законы мышления, которыми занимается логика, оказываются не только законами развития познания, но и наиболее общими законами движения, развития природы и общества. Такую позицию Гегеля обычно называют панлогизмом, т.е. абсолютизацией логического, мыслительного начала. Все, что отличается от мышления, определяется как его отчужденное бытие. Диалектика призвана, согласно Гегелю, преодолеть это отчуждение, т.е. обосновать всеобщность, субстанциальность мышления. В результате то, что Гегель называет высшей онтологической сущностью («абсолютной идеей»), оказывается исторически развивающимся познанием, знанием в полном объеме своего исторического развития и в этом смысле действительно адекватным понятием, объективной истиной.

С критикой гегелевской философии выступает Фейербах, который резко восстал против тезиса о тождестве бытия и мышления. Для него мир – это органическая целостность, в центре которой помещен человек. Причем человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, которая в таком случае превращается в антропологию. Кроме того Фейербах обратился к анализу религии как социокультурного феномена. Теологию он предлагал заменить «теономией», рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога.

Разгадку веры, по мнению Фейербаха, следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости, как он считал, и обусловило возникновение феномена религиозной веры. Антропологизм Фейербаха предлагает преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление мечты человечества – создания «царства божьего» на земле.

Почти двести лет минуло со времени жизни и творчества немецких классиков философии. Однако их идеи, мысли, концепции и учения, оказавшие заметное влияние на всю мировую культуру, продолжают оставаться неисчерпаемым кладезем фундаментальных духовных ценностей, мудрости и современных научных поисков.

В предлагаемой вниманию читателя работе выявляются и анализируются принципиальные позиции всех крупных представителей немецкой классической философии.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница