Евгения Ведерникова



Скачать 345.99 Kb.
страница1/5
Дата08.03.2018
Размер345.99 Kb.
  1   2   3   4   5




Феминистские и гендерные исследования науки на Западе: позиции и аргументы

Евгения Ведерникова


Кафедра социологии ГУ-ВШЭ СПб филиал

190008, С-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
Телефон: +7 (812) 114-77-12


e-mail: vedev@eu.spb.ru

Введение

Наука, как и любая другая сфера социальной активности, рассматривается в рамках феминистских и гендерных исследований в качестве поля конструирования и воспроизводства гендерных различий. Данный тезис был сформулирован западными исследователями в результате большой эмпирической и теоретической работы, направленной на раскрытие и проблематизацию женского опыта в науке, актуальность которой продемонстрировало феминистское движение второй волны в конце 1960-х гг.

В конце 1990-х гг. российское научное сообщество также обращается к теме гендерного анализа науки. Проводятся научные конференции, появляются публикации, посвященные положению женщин в отечественной науке, их социально-психологическим проблемам и специфике профессионального и административного продвижения в академической и университетской среде.1 Появившийся интерес к этой проблематике можно объяснить отчасти тем, что в последнее десятилетие в России активно осваивается западный опыт гендерных исследований. Анализ гендерных отношений постепенно проникает и в сферу науки. При этом в исследовательский дискурс зачастую привносятся языковые кальки с английских терминов, которые претендуют на описание гендерных аспектов российской науки, которые еще недостаточно изучены. (Здравомыслова, Темкина, 2000:5)

Другой причиной возникновения интереса к вопросу о женщине, гендере и науке можно считать практику женского движения в отечественной академической и университетской среде. В России сегодня существует несколько общественных объединений и союзов женщин-ученых, которые ставят своими целями оказание материальной и моральной помощи женщинам, работающим в области науки и образования, обеспечение поддержки при выдвижении женщин-ученых на ключевые административные должности в науке, содействие созданию в системе науки и образования различных структур, формирующих альтернативное видение социальных проблем с точки зрения женщин. Влияние деятельности таких организаций на развитие гендерных исследований науки в России скорее можно оценить как косвенное. Их задачи имеют преимущественно общественно-политический характер, например, информировать женщин о грантах, стипендиях, конкурсах и других видах финансирования научно-исследовательской деятельности, способствовать участию женщин в процессе принятия решений в сфере науки и образования, обеспечивать контакты с различными научными организациями, помогать в издании их научных трудов и т.п.

Необходимость развития исследований гендера и науки в России на данный момент артикулируется некоторыми научными сообществами. Освоение этого поля еще только начинается, поэтому именно сейчас уместно поставить вопрос о том, будет ли использование западных теорий гендерного анализа науки плодотворным в российской ситуации. В связи с этим важно реконструировать историю и контекст развития гендерных исследований науки на Западе и проследить логику становления классических концепций внутри этого направления.

В данной статье сначала анализируется история развития феминистских и гендерных исследований науки на Западе: ситуация возникновения этого направления и сформировавшиеся в его рамках подходы к гендерному анализу науки. Затем данные подходы рассматриваются более подробно и анализируются аргументы исследователей, являющихся ключевыми фигурами в сообществе феминистских и гендерных исследователей науки на Западе - Кэролин Мёрчант, Эвелин Фокс Келлер, Сандры Хардинг и Шарон Травик. В заключении делается вывод о значении этого направления для современных российских социальных исследований науки.



Каталог: data -> 913
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница