Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей



Скачать 77.78 Kb.
Дата14.05.2018
Размер77.78 Kb.

Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей
Центр эстетического воспитания детей «Залуу наhан» является одним из учреждений дополнительного образования детей в поселке. Центр развивает способности детей в художественно-эстетическом творчестве. Поэтому в деятельности Центра успешно реализуются образовательные программы художественно- эстетического, культурологического и социально-педагогического направлений, как «Еhо заншал», «Народная культура бурят», «Русский фольклор», «Хореография», «Основы театрального искусства», «Краеведение», программы по классам иочин, ятаг, морин хуур, чанза, флейта, вокал, эстрадно-духовой студии. Каждая программа имеет свои особенные средства воспитательного воздействия на личность ребенка. Все педагоги знатоки своего дела, понимают, что в природе ничего не происходит само по себе. Каждый педагог создает условия, стремиться развивать дарования ребенка и вместе с тем помогает почувствовать удовольствие, наслаждение, радость от творческого труда.

Важно помочь детям освоить общественно - исторический опыт путем вхождения в этно-социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Основным содержанием которого является широкий набор умений и навыков, основанных на духовно-нравственных ценностях этнической культуры.

Этнокультурными традициями органически пронизан весь учебно – воспитательный процесс в Центре. Главная задача учреждения – обеспечить всех детей равными условиями творческого развития, максимально способствовать раскрытию и дальнейшему росту творческих способностей воспитанников. Искать задатки, развивать способности, демонстрировать его таланты, в первую очередь для него самого. Чрезвычайно интересно наблюдать творческий рост детей, их развитие, уверенность их суждений, обоснованность их творческих поисков и желаний. Каждое занятие – это кропотливый труд, нужны терпение и упорство, когда выполняешь различные упражнения и задания. Каждая творческая работа- это результат тех знаний, который педагог вкладывает в детей.

Хотелось бы остановиться на проблеме изучения многовекового опыта воспитания детей бурятского народа. Традиции воспитания, сложившиеся тысячелетиями в культуре народа, оказались забытыми, ушедшими из наших технологий воспитания. Жизнедеятельность учащихся зачастую протекает в условиях возрастающего напряжения, связанного с резким изменением социальной ситуации, необходимостью быстрого принятия важных решений, изменением разнообразных сфер социальной жизни. В сознании детей постоянно сталкиваются различные программы и культурные традиции народа. Лечение этой социальной болезни требует системного подхода на уровне профилактики, нравственного состояния общества, культуры.

Духовно – нравственное воспитание в современных условиях предполагает целенаправленное формирование у подрастающего поколения высоких нравственных качеств как добро, долг, совесть, честь, справедливость и т.д. Успешное решение этой задачи требует единства действий народной педагогики, современной педагогической теории, всех воспитательных институтов, направленных на формирование нравственного сознания, чувств и поведения молодого человека. Нравственные ценности бурятского народа создавались веками, они складывались из поколения в поколение. Первые шаги воспитания начинаются, естественно, в семье. Народная педагогика бурят с древнейших времен выстроила удивительно гармоничную с окружающим миром стройную систему воспитательных принципов.

Во главу угла в воспитательной системе ставилась всегда воспитание нравственности, которая в повседневной жизни незаметно давалась во всех проявлениях.



  1. Особое место у бурятского народа занимают устойчивые традиции культа предков, старших родителей. Дети внимательно прислушивались наставлениям родителей, старших по возрасту. В такой семье очень редки были ссоры, здесь не перечили друг другу.

  2. Уважение к матери, отцу считалось первой нравственной заповедью детства. Процесс становления нравственных устоев происходит под непосредственным влиянием родителей и других членов семьи. Конечно, здесь многое зависит от моральных качеств самих воспитателей, их представителей о человеческих ценностях. Процесс нравственного становления, совершенствования человека происходит в течение всей жизни, на базе того, что заложено в него в детские годы в семье. У бурятского народа было много хороших традиций по воспитанию детей.

  3. Пример жизнедеятельности родителей……..

  4. Отношение к труду. Главная забота народного воспитания - трудолюбие, уважение к людям труда. Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания.

  5. Ценностное отношение человека к природе, земле, животным, растениям, как материальной основе жизни общества. Формирование в сознании детей необходимости бережного отношения ко всему окружающему миру - является одной из основных воспитательных задач педагогов и родителей.

В последние годы этнопедагогика, содержащая ценные идеи и опыт воспитания, приобрела особую актуальность в период смешения духовно – нравственных ценностей, утраты преемственности поколений, критического пересмотра прежних нравственных идеалов. Этнопедагогика служит источником нравственного воспитания относительно свободным от идеологических догм, несостоятельных теорий. Практика показывает, что без могучих средств народного воспитания невозможна полноценная личность. Семья, родительский дом – это начало начал, ибо от благосостояния, от здоровой обстановки в них будет зависеть будущее всего народа.

Во все времена перед педагогами и родителями стояла задача, как воспитать детей, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то, положительное, что уже опробовано, испытано. Сейчас, когда столь бурно протекают все социальные процессы, с особой остротой видно ослабление таких важнейших качеств, как духовность и культура. Их возрождение следует начинать со старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Нашу педагогическую культуру следует рассматривать и через призму этнопедагогики, а педагогам, опирающимся в воспитательном процессе на этнопедагогику, надо быть носителями национальной культуры. Вопрос культуры поведения, рассматриваемой как часть общей культуры детей, очень широкий, намного выходящий за рамки проблемы формирования данного нравственного качества. Однако в основе правил культуры поведения ребенка, или этикета, лежит прежде всего проявление народного обычая, уважения людей друг к другу. Толерантное отношение всегда считалось проявлением не только доброты, но и внутренней культуры человека. В основе его лежит способность к сопереживанию, состраданию, сочувствию.



Этнокультурологический подход к воспитанию, ставший приоритетным в нашем учреждении дополнительного образования, актуализирует проблемы изучения народной педагогики. Использование же национально- культурных ценностей в воспитании детей является наиболее эффективным условием духовно-нравственного воспитания и развития детей в нашем Центре. Воспитание учащихся нуждается в постоянном совершенствовании и обогащении его методами многовекового народного педагогического опыта. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных воспитательных традиций стало одним из основных направлений духовно-нравственного развития детей. Истинная народная культура – это не только народное творчество, а это и история народа, его язык, обычаи и традиции. Возрождение этнопедагогики надо начинать с восстановления памяти семейной, культурной, народной. Во все времена у всех народов память народа служила основой чести, совести, нравственности и культуры. Необходимо использовать все духовные ценности в условиях возрождения и развития национальной культуры и самосознания народа. Сама жизнь выдвигает перед педагогами новые проблемы, подсказывает иные формы работы, побуждая искать новые подходы и методы использования национальных культурных ценностей народа.

Важным средством воспитания духовной культуры в народной педагогике является фольклор. Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно – этические, социально-исторические, политические, философские и художественно – эстетические взгляды. Устное народное творчество, являясь важнейшим средством формирования личности, отражало единство труда и познания объективного мира. В фольклоре опосредованно фиксировались конечные «идеальные» цели народного воспитания. Произведения фольклора отвечают народным идейным и эстетическим запросам и служат важной частью духовной культуры народа. Они тесно связаны с народным бытом и обрядами, отражают в себе особенности различных периодов истории. Педагогические функции фольклора многообразны. Во-первых, в нем выражалось отношение народа к воспитанию и его возможностям, задачам, целям. Во-вторых, в фольклоре содержались конкретные педагогические рекомендации, а также он сам мог использоваться в качестве средства национального воспитания. Знакомство ребенка с пословицами способствовало освоению речи во всем ее многообразии. Пословицы – это меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и назидательный характер. В пословицах была сформирована мысль в форме наставлений, поучений, предупреждений, морали. Большое педагогическое значение имеет приобщение детей к человеческой мудрости. К пословицам примыкают поговорки. Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление, дающие ему выразительную эмоциональную оценку. Поговорки в отличие от пословиц употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют свое совершенно конкретное содержание, представляют собой образно- эмоциональную характеристику людей, создают их яркие внешние портреты, передают внутреннее душевное состояние, т.е. те или иные качества человека, особенности его характера. Обширной и разнообразной областью народного творчества являются исторические песни, воспевающие мужество, силу и терпение человека, образующие систему художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, родине, родной речи, дающие оценку событиям и деятельности лиц. Велика педагогическая ценность сказок для разграничения положительного и отрицательного. Представление об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости остаются в сознании ребенка и определяют нормы его поведения, знакомят детей с жизнью народов, национальными обычаями. Они проникнуты верой в справедливость, в победу добра над злом, осуждают лень, тунеядство, жадность, воплощают в себе идеи трудовой этики, необходимые для нравственного формирования личности. Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается в оригинальных сюжетных решениях, в приемах передачи национальной речи, быта, обычаев, в композиции. Материалы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки и т. д.) составляют духовное наследие народа. Поэтому обращение к ценностям народной педагогики, национальной культуры, народным традициям являются основной для формирования национального самосознания индивида в частности духовно-нравственного воспитания поколений в целом.

Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс – этот важнейший источник народной педагогики.



Перед образованием сегодня стоит задача подготовить учащихся к самостоятельной жизни в нашем стремительном мире. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.
Каталог: files -> users
users -> Кафедра криминалистики и правовой информатики курсовая работа особенности расследования убийств при отравлении
users -> Проблема субъектности: гендерная идентичность и свобода как смысл жизни личности
users -> Курсовая работа психологические типы человека работу
users -> Дипломная работа концепции всеобщей диалектики в немецкой классической философии
users -> Кафедра политологии и политического управления курсовая работа российский либерализм в конце XIX начале XX вв
users -> Курсовая работа всеобщее в форме субъективности в системах канта и фихте выполнена студентом 4 курса
users -> Курсовая работа философия религии в системе фихте выполнена студентом 5 курса фисмо озо спец
users -> Фгбоу во «КубГУ» Кафедра гражданского процесса и международного права


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница