Этико-правовые подходы к развитию информационного общества в документах русской православной церкви и всемирного русского народного собора



Скачать 233.24 Kb.
страница1/6
Дата14.05.2018
Размер233.24 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Ефремов Алексей Александрович

к.ю.н., преподаватель Воронежского государственного университета

доцент Центрального филиала Российской академии правосудия
ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ДОКУМЕНТАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ВСЕМИРНОГО РУССКОГО НАРОДНОГО СОБОРА
Развитие информационных отношений и построение информационного общества делают актуальным выработку новых подходов к их регулированию. Если в 90-е годы выработка таких подходов велась главным образом в рамках правового регулирования1, то в последнее время достаточно широко ведется обсуждение этических аспектов. С начала XXI века представители гуманитарных наук, главным образом социологии, активно обсуждают вопросы киберэтики, этики киберпространства, компьютерной этики, сетевой этики и т.п.2

ЮНЕСКО с 2006 г. ведет подготовку Этического кодекса для информационного общества3, информационная этика названа в качестве одного из 5 приоритетов программы «Информация для всех» на 2008-2013 г.г.4.

Данные тенденции имеют под собой объективные основания. Развитие ИКТ явилось технологической базой для процессов глобализации во всех сферах.

Исходный пункт, относительно которого наблюдается наи­большее согласие в дискуссии о сущности глобализации, был вы­сказан Д. Харвеем еще в самом начале этой дискуссии. Он харак­теризует глобализацию как процесс сжатия (компрессии) вре­менных и пространственных дистанций. Действительно, рассто­яния, для преодоления которых конвенциональными средствами передвижения требовались недели-месяцы-годы, сегодня пре­одолеваются за часы. Это означает, что для определенных видов действия, например, индивидуальной языковой коммуникации, категория пространства как среды этого действия во многих слу­чаях просто исчезает.5 При этом если для экономики и ее организаций пространственное измерение действия становится все более иррелевантным, то организации политической и правовой системы, напротив, не могут освободиться от территориального принципа6.

Таким образом, возникает противоречие, которое приводит к определенным изменениям в сущности и возможностях государственного регулирования общественных отношений посредством позитивного права, содержанию такой базовой категории как «государственный суверенитет»7.

Если значение территории как сферы регулирования снижается, то сферой регулирования становятся иные «пространства» – экономическое, информационное, которые не совпадают с конкретными государственными территориями.

В экономической науке активно разрабатывается понятие «глобального геоэкономического пространства» при этом обосновывается что «националь­ные экономики «разрываются» на части, которые становятся звеньями разных воспроизводственных глобальных циклов»8.

В юридической науке обосновывается понятие информационной сферы как «фундаментального, онтологического объекта функционального воздействия государственной власти»9. Д.А. Савельев рассматривает реализацию права на информацию в контексте принципа единства глобального информационного пространства, которое является объектом международно-правового регулирования10

Достаточно активно в научной среде идет дискуссия и об изменении содержания отправной категории для позитивно-правового регулирования – государственном суверенитете.

Российские и зарубежные экономисты обосновывают выводы о том, что «экономический суверенитет уже не находится исключительно в ведении государств, а смещается по отраслевому принципу на региональные, надгосударственные или мировые уровни»11, «национальные власти шаг за шагом теряют возможность эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэкономического регулирования, как импортные барьеры и экспортные субсидии, курс национальной валюты или ставка рефинансирования центрального банка…. Возникает несоответствие полномочий у традиционных государственных институтов принятия решений и международных институтов или надгосударственных органов, в руки которых быстро переходит контроль над основными ресурсами и экономическими процессами. Нарастает объем полномочий, делегируемых от государства наднациональным органам и универсальным глобальным организациям»12, «геоэкономика, где ведущую роль иг­рают транснациональные эконо­мические и финансовые структу­ры, размывает … государ­ственный суверенитет»13.

Правоведы, наоборот, занимаются «апологетикой» государственного суверенитета14, утверждают, что «социаль­ная роль и значимость государственного суверенитета не только не ослабевает, а, наоборот, еще больше возрастает»15, происходит «осуществление суверенитета»16 в новых формах

В этих условиях объективно возрастает роль иных регуляторов общественных отношений и систем социальных норм. В частности, социологи обосновывают, что «развитие медиапространства как сетевой социальной системы осуществляется на основе социальных норм»17.

Формирование новых подходов к регулированию информационного общества и отношений в информационном пространстве не может осуществлять без учета позиций наиболее авторитетных среди населения институтов гражданского общества, в том числе Русской Православной Церкви и Всемирного Русского Народного Собора.

В новейших диссертационных исследованиях, посвященных теории права и государства, отмечается, что «для российского общества актуальной является задача разработать такую правовую идею, которая соответствовала бы историческим традициям, духовности его народа, обеспечивала бы становление правового государства и правового общественного порядка»18, «в России … права человека должны в своей основе обладать нравственными началами, так как в российском правосознании прослеживается теснейшая связь права с нравственностью»19, «учет в праве, прежде всего в правовой доктрине, религиозных, духовно-нравственных начал может значительно улучшить качество правового регулирования общественных отношений»20, «в условиях глобализации европейской правовой идеологии духовно-нравственный аспект юридического мировоззрения приобретает особое значение в связи с актуализацией вопроса о сохранении традиционных правовых ценностей народов с различными самобытными правовыми укладами»21. В отдельны научных публикациях Церковь называется «связующим звеном между гражданским обществом и государственной властью»22.

В этой связи актуальным является анализ подходов к развитию информационного общества в основополагающих документов РПЦ и ВРНС в сфере общественных отношений, таких как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви 2000 г., Декларация о правах и достоинстве человека Х Всемирного Русского Народного Собора 2006 г., Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека 2008 г.



Каталог: 2008
2008 -> «Система государственного управления как фактор повышения конкурентоспособности»
2008 -> Литература по вопросам филологии обходит стороной, но знание которых необходимо для упорядочивания собственной психики, и построения эффективных мировоззрения и миропонимания
2008 -> Молодежная политика в России начала ХХI века
2008 -> Проект №2234: «Социальная коммуникация и социальная инновация в создании основ общества знания»
2008 -> Положение молодежи в России: опыт региональных исследований
2008 -> Маркетинг взаимодействия и партнерских взаимоотношений: новые направления исследований и инструментарий
2008 -> Модели репрезентации знаний в контексте
2008 -> Постмодернистские теории: достижения и сомнения
2008 -> Термин «военно-гражданские отношения», используется для обозначения общественно-политического социального явления, которое представляет систему функциональных взаимосвязей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница