Этика как наука: объект, предмет, задачи



Скачать 159.59 Kb.
Дата28.07.2018
Размер159.59 Kb.
ТипЛекция

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 1
Лекция №14 по предмету

«Философия»


Тема: Этика как наука: объект, предмет, задачи


Лектор: кандидат философских наук,

старший преподаватель Атамуратова Ф.С.


Ташкент 2012

Тема № 14. Предмет и задачи этики
План:

  1. Определение этики.

  2. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

  3. Структура и функции морали.

1. В современных условиях наблюдается особый интерес к этике - этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие Узбекистана в направлении к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, в том числе и медицины невозможно без утверждения нравственности.

Научные знания о морали, законах ее возникновения и развития необходимы каждому медицинскому работнику для того, чтобы укрепления дисциплины и морально-психологической готовности к выполнению своего долга.

Считается, что термин «этика» ввел Аристотель для обозначения особых добродетелей разума. Он же создает и теорию об этических добродетелей – этику.

Этика (rpeч.etnika, от etnos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика, возникнув в философии, тем не менее не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? Потому что, вопросы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жестко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведенная с определенных мировоззренческих позиций.

В этике как теоретической дисциплине постепенно стали выделяться два рода проблем.

Один связан с нормами, принципами, ценностями, т.е. с их определением, анализом, с проблемами их формирования, воспитания и т.д. Этими вопросами занимается нормативная этика. Именно нормативная этика дает нам специфическое моральное знание, для восприятия которого важны как деятельность ума, так и чувств, интуиции, т. е. «деятельность сердца». Это знание часто может не восприниматься чисто рассудочно, потому «образованные» люди могут оказаться более глупыми в нравственном смысле, нежели «простые», но чуткие сердцем люди.

Второй род проблем в этике – это собственно теоретические вопросы о сущности морали, о ее происхождении, законах развития и т. д. Данными вопросами занимается теоретическая, или дескриптивная, этика. Данная этика в наибольшей степени наукообразна, её язык более наукообразен, формализован, чем в нормативной этике. Несомненно, что эти разновидности этики диалектически взаимосвязаны.

Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово "этика" в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является "золотое правило" нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин в название своих работ: "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика". Он разделил все науки на три большие группы или категории: теоретические (умозрительные), практические и творческие (созидательные). К первым Аристотель отнес философию, математику и физику, ко вторым - этику и политику, а к третьим - искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, должном ищущем и т.д.

Для восточных мыслителей было характерно нерасчлененное (слитное) восприятие философии. А ль Фараби (IX в.) в своем тракте «О названии и происхождении философии» словом «философия» объединяет и этику, и педагогику. Его последователь и комментатор Джамалиддин Давани (XV в.) делит философию на теоретическую и практическую части и наряду с другими составляющими практической части называет науку о морали.

Такая интерпретация учения о морали основывается на Коране и доисламской традиции. В Коране отсутствует понятие, обозначающее теорию морали, т.е. «этики» в европейском понимании. В ней содержатся конкретные нормы категории.

2. В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т. д.). Нравственность это то, что относится ко "второй природе", к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.

Этика не только формулирует цели морального регулирования, но и определяет способы достижения своих целей. Она выясняет как, какими способами согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человека быть моральным. Прежде всего, надо отметить, что мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти, а на силу сознания, на убеждение. Более конкретно можно сказать, что мораль держится как бы на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так все делают", "как люди, так и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристижение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном человеке: "Ни стыда, ни совести". Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. ("Кого честь не берет, того палка проймет", - говорит одна из пословиц).

Указанные три обоснования морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся на привычки, традиции и силу общественного мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного поведения.

Мораль состоит из норм и ценностей. Можно выделить идеалы как третий элемент. Но идеалы – это желаемые нормы и качества, и потому не обязательно их выделение в виде самостоятельного структурного элемента морали.

Норма это требование однотипного поведения в повторяющейся ситуации, стандарт, образец для подражания в форме примера, общественного мнения, нравов, заповедей, обычаев. В нормах сосредоточивается позитивный ценный опыт предков, так как в них фиксируется целесообразность того или иного поведения, целесообразность, проверяемая на опыте многих поколений.

Ценности это общественно значимые качества социальных отношений и членов общества: справедливость, милосердие, альтруизм…. Выделяют абсолютные и относительные ценности. «Существуют абсолютные ценности, т. е. Общезначимые (объективные) самоценности: они сами в себе безусловно оправданы, следовательно, имеют характер добра с любой точки зрения, в любом отношении и для любого субъекта. Существуют кроме них также и относительные положительные ценности; они имеют характер добра лишь в каком – либо отношении или для каких – либо определенных субъектов» (Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. С. 96).

Моральные нормы — это единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив« и т.д.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Принцип трудолюбия конкретизируется в признании нравственной ценности труда как сферы самореализации человека, уважении любого общественно значимого вида труда, честного и добросовестного работника, а также предполагает бережное отношение к средствам труда и рабочему времени, умение и желание поделиться своими знаниями и умениями с другими.

Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру.

Как сказано выше, если функции этики – эмпирически – описательная, теоретико – философская (объяснение) и обучающая, то функции морали несколько иные: регулятивная, познавательная, воспитательная.

Можно сформулировать некоторые выводы. Прежде всего – очевидную автономность понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Этика – это философское учение, которое объединяет накопленные человечеством самые различные системы взглядов о правилах взаимоотношений в обществе.

Этика относится к теоретическим дисциплинам, представляющим совокупность умозрительных, абстрактных суждений, которые носят вероятностный характер. Причинно – следственные связи (степень детерминированности), необходимость в них выражена не столь отчетливо и бесспорно, а это не позволяет придать им статус научных законов. Их обоснованность нельзя доказать ни эмпирически, ни формально – логически.

Мораль – совокупность норм, регулирующих взаимоотношения между членами общества. Она выражает общий, общественный интерес, поэтому аморальный поступок всегда антиобщественен, социально не приемлем. Но общественный интерес, господствующая в обществе мораль не во всех случаях прогрессивны. Приверженность старому, отживающему часто выходит за рамки «здорового консерватизма».

Нравственность – совокупность принципов, убеждений, которыми руководствуется индивидуум: или соглашается с нормами морали, или противоречит им конфликтует. Любой поступок нравственно мотивируется.

Нравственность – это оценочно – императивное освоение действительности, когда осуществляется не только познание окружающего мира, но и вырабатывается собственное, личностное отношение к тому или иному вопросу.

Структура морали. В различные исторические эпохи структура морали различна. Тем не менее, возможно говорить о некоторых общих чертах морали, которые отличают ее от права, искусства, науки и т.д. Знание этих черт имеет не только теоретическую, но и практическую значимость, поскольку позволяет грамотно строить отношения с другими людьми, умело проводить работу по воспитанию личного состава, в семье и т.д.

Важнейшими элементами нравственности следует считать моральные нормы. Под нормой понимается такое предписание (решение, указание, инструкция, директива, приказ, программа и др.), с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей. При этом надо учитывать, что е всякое предписание является нормой, а лишь такое, которое принимает форму безличных, всеобщих и общечеловеческих императивов, имеет характер общего правила, рассчитанного на многократное применение, и содержит всеобщий принцип поведения.

Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Она представляет собой такое общее требование, которое регламентирует, согласует и генерализирует поступки людей. В сложной динамике общественной и личной жизни человек оказывается перед самыми разнообразными проблемами - нормальными и конфликтными, обыкновенными и сложными, стереотипными и творческими, случайными и закономерными и т.д., подвержен многосторонним воздействиям - внешним и внутренним, сознательным и стихийным, положительным и отрицательным, привычным и непривычным. Все это усложняет выбор поведения. Нравственная норма -это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.

Основным свойством моральных норм является их повелительность (императивность). В них выражены нравственные требования: "поступай так, ибо это добро" (или "должно", "справедливо" и т.п.), "не делай так, ибо это зло" (или "несправедливость", "подлость" и т.п.).

Одна и та же норма, скажем требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: "не лги", "говори только правду".

Другим компонентом морали являются ценностные ориентации. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Общество регулирует поведение людей посредством ценностных ориентации. Люди подчиняют свои замыслы, надежды, чувства достижению той или иной моральной ценности. Общеизвестно, что многие люди всю свою жизнь подчинили одной возвышенной цели: освобождению своей родины от чужеземного ига (Дмитрий Донской, Жанна д,Арк, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский и др.), борьбе против неравенства и угнетения (Спартак, Гарибальди, народовольцы и др.); облегчению страданий больных (мать Тереза и др.). Эта способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности и может быть охарактеризована как ценностная ориентация.

Следующими структурными компонентами морали являются мотивация, оценка и самооценка.

Мотивация, оценка и самооценка - важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив - это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивация - система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам.

Что касается самооценки, то это самостоятельное, "на свой страх и риск", определение ценности своего поведения, своих мотивов и поступков. Она тесно связана с чувством совести и долга и выступает как важный инструмент самоконтроля.

В целом же мотив, оценка и самооценка представляют собой рациональные моменты мышления, с помощью которых человек может представить себе нравственные последствия своего поведения, контролировать состояние своего внутреннего мира. Они помогают личности определить свое отношение к людям, взвесить на весах долга и совести свою ответственность перед обществом, коллективом и самим собой.

Наконец, правомерно выделить в структуре морали такие ее компоненты, как совесть и долг. Совесть -один из наиболее древних и интимно-личных регуляторов поведения человека. Она характеризует способность личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть алгоритм действий в каждом конкретном случае, дать готовый рецепт морального выбора для каждой ситуации. Совесть во всех этих случаях выступает как моральный регулятор. Она - нравственный страх поведения личности. Совесть заставляет человека быть морально последовательным. Она - нравственный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир.

Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она проявляется, во-первых, в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, а, во-вторых, в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной, чистой совести".

Совесть - это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. В понятии "долг" выражено превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем людям, в личную задачу каждого конкретного лица. Например, требование защиты Отечества конкретизируется применительно к военнослужащему в понятии "воинский долг". Долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом.

Категория "долг" тесно связана с понятием "ответственность". Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности. Другими словами, ответственность заключает в себе соответствие моральной деятельности личности ее долгу, соответствие между действительными делами человека и его возможностями. В связи с этим проблема ответственности охватывает следующие вопросы: в состоянии ли человек вообще выполнять предписываемые ему требования, в какой мере правильно он их понял и истолковал; как далеко простираются границы его деятельных способностей; должен ли человек отвечать за достижение требуемого результата и за те последствия своих действий, на которые оказывают влияние внешние обстоятельства; может ли он предвидеть эти последствия?

При решении проблемы ответственности многие философы либо признают человека повинным в последствиях его поступков, не учитывая влияния внешних обстоятельств (экзистенциализм), либо объявляют человека практически невменяемым, полностью оправдывая его в том, что он неправильно понимает свой долг, не достигает тех результатов, которых добивается (деонтологический интуитивизм). Думается, что оба случая-неоправданные крайности. Вопрос об ответственности надо решать конкретно. Личность несет ответственность за общественное содержание своей жизнедеятельности в пределах тех возможностей, которые представлены

наличными социальными отношениями и обстоятельствами. Что же касается ее нравственного выбора, отношения к своему реальному положению в системе общественных связей, то ответственность в этом аспекте не ограничена ничем. Так раб не несет ответственности за то, что он раб, но вполне ответственен за то, как он относится к положению раба.

Мера личной ответственности каждого находится в прямой связи с объективными возможностями и исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в обществе. Чем шире общественные полномочия и реальные возможности индивидов, тем выше мера их ответственности.

Проблема ответственности - это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая зависит от свободы других людей и в полной мере осуществляется лишь в контексте всестороннего развития каждой личности.

Таким образом, устойчивость и целостность морали обеспечиваются моральными нормами, ценностными ориентациями, моральными оценками, совестью, долгом и ответственностью людей. Все эти элементы нравственного сознания присутствуют и в жизни военного человека, они регулируют и дисциплинируют жизнь, позволяют уверенно вести себя в сложных условиях.

Используемая литература:


  1. Зеленкова И. Л., Беляева Е. В. Этика. Минск, 2000.

  2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1999.

  3. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов-на-Дону, 2000.

  4. Гусейнов А. А. Введение в этику. МГУ, 1985.

  5. Попов Л. А. Этика: Курс лекций. М., 1998.

  6. Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет. М., 1998.

  7. Кругляницо Т. Ф. Этика. М., 1997.

  8. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.

  9. Словарь по этике. М., 1983.

  10. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1988, 1990.

  11. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.

  12. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

  13. Этика (конспект лекций) / Автор-сост. Широкова И. Г. М., 2000. – 160 с.

  14. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д, 2000. – 512 с.

15. Умаров Э., Загрытдинова Ф.Б. Этика. Т.: 2006.

16. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. – М., 1999.

17. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм. – М., 1998.

18. Шрейдер Ю.А Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер. – М., 1994.

19. Шрейдер Ю.А. Этика/ Ю.А. Шрейдер. – М., 1998.

20. Юм Д. Трактат о человеческой природе/ Д. Юм. – Минск, 1998.



21. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас. – М., 1992.

22. Шопегауэр А. Свобода воли и нравственности/ А. Шопенгауэр. – М., 1992.
Каталог: uum2 -> uum-omh-gumanitar-fanlar -> Фалсафа -> На%20русс -> amaliy-qism -> ТЕКСТЫ -> Этика
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
ТЕКСТЫ -> Предмет и задачи логики
amaliy-qism -> Тема 14: Этика как наука: объект, предмет, задачи. Понятие этики. Социальные корни формирования философской науки "Этика". Этика социальной работы: объект, предмет
Этика -> Предмет, цель и задачи философии
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия
amaliy-qism -> Лекции Студентов: не более 5 Время: часа Форма учебного занятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница