Этапы развития социологической мысли



страница1/19
Дата01.03.2018
Размер233 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

1. Этапы развития социологической мысли.

Теоретическое обоснование  и широкое распространение социология  получила в классический период (с середины XIX века до Второй мировой войны):

1) Ранняя классика- Школы одного фактора:  поиск учеными главного фактора, определяющего социальные процессы развития общества, направления исторического процесса. Наиболее широкое распространение получили: органицизм (общество рассматривается как единый организм, поведение которого не раскладывается на поведение отдельных элементов),  механицизм, социогеография,  социальный дарвинизм, антропологические теории в социологии.

Распространение психологических школ, общие методологические черты которых: 1.эволюционизм,  то есть представление об изменениях в обществе, как постепенном, закономерно обусловленном процессе.2.Отказ от любых ненаучных объяснений явлений в социальных науках.

2)Поздняя классика- период утверждения плюралистического подхода  в социологии. Продвижение социологической методологии, отказ от школ "одного фактора". Становление социологизма как главного методологического принципа  в изучении социальных явлений. Огромный вклад Конта(позитивизм), Спенсера(органицизм), Вебера(понимающая социология) ,Парето(итальянская теория элит) , Морено(социометрия) , Маркса(материализм) . Период характеризуется развитием кафедр и факультетов в университетах, появлением самостоятельных исследовательских институтов (Международный Институт социологии в Париже, основанный в 1893 году, создание Американского журнала социологии , создание в 1916 году общества социологов имени Ковалевского.

Социология утвердилась в качестве самостоятельной научной дисциплины на современном этапе (с окончания Второй мировой войны по конец XX века): 1.Послевоенная социология-возникновение и быстрое развитие теорий среднего уровня Мертона-создание отраслевых социологий. Важность использования социальных аспектов в развитии и управлении любой отраслью человеческой деятельности. Характеризуется появлением и активной разработкой социальных технологий, таких, как кадровый менеджмент  и различные методики социального прогнозирования.

2.Новейший период развития социологии.

Произошла интеграция  ученых различных стран в мировую социальную науку. Время методологического плюрализма.  Научное общество подошло к пониманию того, что невозможно создать единую, универсальную социологическую теорию, что каждый из существующих и доказавших свою жизненность социологических подходов решает свой круг задач применительно к определённым предметам и объектам социологического исследования. В этот период развивается отраслевое социологическое сотрудничество, получают широкое распространение межнациональные исследовательские проекты.


5. Конт как создатель социологии

Огюст Конт (1798-1857) Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Конт ввел в научный оборот термин «социология». Впервые Конт употребил слово "социология" в 1839 году, в лекции "Курса позитивной философии". Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Конту,- это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками.

Он выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода "социальные атомы", существующие чуть ли не автономно по отношению друг к другу.

Конт пользовался понятиями социальная статика (аспекты социальной жизни, которые относятся к упорядоченности и стабильности и дают обществам возможность сохранять свою целостность и выживать) для истолкования структуры общества и социальная динамика, с помощью которого он раскрыл механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. 

Важнейшими работами Конта считаются "Курс позитивной философии" и "Система позитивной политики или социологический трактат об основах религии человечества".

В "Курсе позитивной философии" он формулирует и подтверждает два основных закона: закон трех стадий и закон классификации наук.

Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство  идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (познание с помощью разума и наблюдения).

Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным: Математика, Астрономия, Физика, Химия, Биология, Социология. Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука и поэтому должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод, с помощью которого выводят закономерности развития.

Социологию Конт делил на две части: социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику(анализ законов социального развития, идея прогресса).

Прогресс, по Конту, это развитие по восходящей линии, которое подразумевает ряд изменений: материальное(улучшение условий жизни), физическое(совершенствование человеческой природы), интеллектуальное(переход от одной стадии социального развития к другой) и моральное(развитие нравственности).

Конт стал основателем первого направления в социологии - позитивизма, у которого в 19 веке было много сторонников.


7. Г. Спенсер как создатель социологии

Английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903) - последователь позитивистских идей О. Конта, является основателем органической школы в социологии. Его социологический труд  -"Социальная статика" . В 1860-1870гг. Г.Спенсер пытался объединить все теоретические науки того времени. Основой его взглядов являлась аналогия  между биологическим и социальным организмами. Общие черты социологии Спенсера:

1) широкое использование историко-сравнительного метода в обосновании социологических взглядов

2) Трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести логические обоснования.

Спенсер понимал под обществом совокупность индивидов, а если общество создается составляющими его индивидами и если его природа определяется природой самих людей, то, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.

Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии. Можно сказать, он заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.

Труд Спенсера "Основания социологии"(1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы, поэтому он считается одним из основателей социологии наряду с О. Контом а также родоначальником органической теории общества.

2. Социальная теория либерализма Б.Н.Чичерина




Каталог: materials -> study -> 7%20sem -> 2.%20Sociologia
2.%20Sociologia -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
2.%20Sociologia -> Джордж Мид и символический интеракционизм
2.%20Sociologia -> Чикагская социологическая школа
2.%20Sociologia -> Колумбийская школа
2.%20Sociologia -> Британская школа социальной антропологии
2.%20Sociologia -> Теория социального обмена и бихевиористская социология: Джордж Хоманс и Питер Блау
2.%20Sociologia -> Социальная система Толкотта Парсонса и структурный функционализм
2.%20Sociologia -> Социологическая концепция Фердинанда Тенниса
2.%20Sociologia -> Билеты по социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница