Эссе о гуманизме



Скачать 53.22 Kb.
Дата14.05.2018
Размер53.22 Kb.
ТипРассказ

Эссе о гуманизме

Артамонов Е.Б.

Ещё в детстве я задавался вопросом: что такое гума­низм ? И мои родители, люди с высшим образованием, польщённые заинтересованностью сына, объясняли, что слово гуманизм пошло от греческого «human», что озна­чает человек, т.е. гуманизм- это человеческий или лучше сказать человечный. Также мне рассказали и о людях, ко­торые бывают гуманны и нет.

Тогда мне этого было достаточно, к тому же данные из энциклопедии, которые я почерпнул позже во времена учёбы в школе и институте, убедили меня на все 100 процентов.

И только тепрь я задумался, а что такое человече­ский или человечный? Родители всё ещё были для меня авторитетом, а также хранителями неограниченных зна­ний и опыта, которые приходят только с годами. Но в этот раз мои надежды потерпели крах и разбились о возрас­тной барьер.

Мне сначала объясняли, потом доказывали, что чело­вечное - это то, что присуще человеку изначально, то, бла­годаря чему он выжил и не деградировал умственно, то, что позволяет жить ему в обществе.

К человечному (человеческому) - гуманному - отно­сились доброта, сострадание, любовь, взаимопомощь, щед­рость, великодушие, чувство прекрасного.

К негуманному - ожесточение, неуважение к окружающим, уничтожение себе подобных, а также и неподобных, тира­ния, гордыня.

Конечно список этих качеств максимально абстраги­рован и в него вошли только самые основные и яркие, но и этих мне хватило, чтобы высказать своё полное несогла­сие, а также предложить свою трактовку человеческих качеств, вернее их подправленный перечень. За что был немедленно возведен в ранг чудовищ, поедающих и пере­ступающих через окружающих.

Я не требую от вас согласия с моей трактовкой, ко­торая будет высказана позже, но я прошу Вас понять меня, а также всех мне подобных, и не делать перепуган­ные лица, говоря: «Откуда берутся такие чудовища с та­кими извращёнными взглядами на жизнь».

Так что, если Вы готовы выслушать меня, то приго­товьтесь к дальней дороге по истории, если не готовы, то я вам советую сразу прочитать последний абзац этой статьи и отбросить её в сторону.

А теперь в путь - в далёкое прошлое - для того, чтобы определить какие черты человеческой натуры со­провождали его в различные периоды истории, помогая ему выжить. Нашу первую остановку можно назвать до доисторической. Тогда люди, вернее их самые давние предки, были маленькими млекопитающими, которые, спа­саясь от больших и зубастых хищников, вели борьбу за выживание.

И как же велась эта борьба. Во-первых, те «люди» стали всеядными (из насекомоядных), как и мы с вами, т.е. не брезговали во время обеда ни зелёной травкой, ни сладким плодом, какого-либо дерева или растения, ни насекомыми (в виду своих размеров), ни себе подобными (если выпадал такой случай). Во-вторых, они были очень осторожны, так как опасность подстерегала их на каждом шагу. В-третьих, они держались семьями, но это было присуще почти всем диким созданиям.

Какие же человеческие качества помогли им вы­жить? Ну конечно же это умение приспосабливаться, обя­зательно хитрость и находчивость, так как без них не вы­жить в мире чересчур зубастых «друзей», взаимопомощь (но только в кругу семьи и не дальше), уничтожение более слабых видов и индивидов (случай с насекомыми и дру­гими).

Так что, если все они помогли выжить, то их можно внести в список человеческих, т.е. наиболее присущих, то­гда ещё только зарождающемуся виду Homo sapiens.

Конечно найдутся многие, кто скажет, что тогда ра­зум человеческих предков соответствовал разуму любого животного, если, вообще, есть таковой, и нельзя выдавать повадки животного за человеческие качества.

Что ж, я безоговорочно капитулирую и предлагаю перенестись чуть ближе к нашему времени.

Представьте - Поздний палеолит, отдельные семьи кроманьонцев собираются в племена, вооружаясь палками, камнями, а также орудиями из их комбинаций. Мужчины или женщины (в зависимости от строя) охотясь уничто­жают представителей других видов, не брезгуя ни самыми маленькими, ни самыми большими. Для уничтожения больших объединяются в группы. Иногда сгоняют с более удачных мест слабые племена, не обходится без уничто­жения себе подобных, нередко с применением канниба­лизма. В то же время женщины или мужчины (опять в за­висимости от строя) собирают коренья, съедобные расте­ния и плоды, также смотрят за детьми и хранят огонь. Племя ведёт вожак, который работая наравне со всеми получает лучший кусок. Самые хитрые и одарённые ста­новятся жрецами и получают часть добычи, затрачивая минимум усилий.

А какие теперь человеческие качества стали наибо­лее характерны?

1) Всё ещё остались хитрость и находчивость, к кото­рым прибавилась изобретательность, без которых слабые «бывшие обезьяны» превратились бы из охотника в до­бычу.

2) Также осталась взаимопомощь (но её границы не выходят за пределы племени).

3) Не обошлось без уничтожения других видов и себе подобных, но теперь победа не только за голой силой, но и за знаниями.

4) Появляются зачатки любви как великого чувства между полами.

5) Также проявляются начальные формы тирании со стороны вождей и жрецов.

Если кого-то не устроил первый список, то пожайлуста - вот вам новый, но я не думаю, что он выглядит приятнее.

И опять найдутся те, кто скажет, что у этих людей хоть и был разум, но ещё не развитый настолько, чтобы позволить существовать гуманизму; другие скажут, что эти Homo sapiens подобны слепым щенкам, разум которых ещё не просветила великая вера - вера в высшую силу (Христа, Будду, Аллаха или ещё кого-то).

Поэтому заглянем на секунду в средневековье и понесёмся дальше. Эта эпоха настолько же многогранна, насколько трудна наша. Прекрасное время рыцарей с чистой душой, воспевающих женщин и любовь к ним, раздающих направо и налево свои богатства и жертвующих собой во имя других. А взгляните на целый «рассадник» религий, которые выросли из семян, посеянных ещё до нашей эры. Они почти все наперебой воспитывают в людях две основные черты: терпение и любовь к ближнему.

Но в тоже время те же «благородные» рыцари с сотнями тысяч себе подобных проливают кровь на полях сражений (и не всё ли равно, за благое или нечестивое дело), и не только щедро вознаграждают, но и грабят более слабых или неудачливых, а, взлелеянные ещё в Риме, гладиаторские бои переросли в состязания с благородным названием - Рыцарские турниры, которые больше нравятся толпе, а не участникам (хотя и среди последних есть любители «пустить» сопернику кровь).

Ну а что же религии? И они тоже разнесли чёрную славу о себе, когда с именем Господа на устах нация воевала с нацией, народ с народом, брат с братом, когда во имя Бога пытали и сжигали на кострах всех «неосторожных» вольнодумцев. Вот какая «прекрасная» эпоха.

И что же из неё в виде урока вынес человек?

Конечно же: доразвились до апогея любовь и чувство прекрасного, доброта и щедрость, великодушие и самопожертвование, изобретательность и тяга к знаниям, но на ровне с ними господствуют ненависть к носящим другие идеи или цвет кожи, выросли до небес гордыня и лень, неуважение к другим со стороны правителей и «людей веры», хотя очень часто этим «болеют» и простые люди, развиваются средства уничтожения себе подобных, которые иногда ставят целью не просто умерщвление, а принесение жертве максимальных мук.

Неужели, и это Вас не убедило, что в слове «гуманизм» - кроется не только прекрасное.



Тогда оглянитесь вокруг. И вы увидите, как миллионы умирают от голода и холода, в то время как тысячи купаются в роскоши и богатстве (это, наверное, - ЩЕДРОСТЬ и ВЗАИМОПОМОЩЬ), как на всей Земле то там, то здесь вспыхивают кровавые «бойни» (а это - ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ), люди приветствуют кровавые игрища, и чем больше крови, тем лучше (это - ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО), уничтожены и продолжают уничтожаться не только различные виды животных, но и целые расы людей, стоящих на более низком уровне развития (это - СОСТРАДАНИЕ), люди готовы убить ради власти и каких-то бумажек под названием деньги (это - ДОБРОТА) и т.д. и т.п.

Я не хочу, чтобы Вы отказались от своих взглядов на гуманность. Да, я абсолютно согласен, что гуманизм - это и добро тоже. Я только хочу, чтобы вы приняли поправку к своему мнению об этом «великом» слове. И, если вы хотите использовать слово «гуманизм» как что-то ЧИСТОЕ, то используйте словосочетание - ИДЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, а если Вы реалист, то называйте вещи своими именами, такими как доброта, сострадание, любовь, взаимопомощь, щедрость, великодушие и т.п., хотя и они не всегда несут в себе ЛУЧШЕЕ, но об этом в следующий раз.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница