Если говорить об ученичестве Серова, то его можно условно разделить на три этапа



страница1/11
Дата13.05.2018
Размер0.63 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ГБОУ города Москвы Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»



Диплом
Современные условия отчуждения подростков (на материале общения в социальных сетях)

Автор: ученица 10 класса «Б»

Котлярская Анна



Руководитель: Савина О.О.

Москва


2016

Оглавление


2

Глава I. Теоретический анализ явления отчуждения 5

1.1 Определение «отчуждения» и связанных с ним понятий 5

1.2. Теории отчуждения. Процесс отчуждения. 9

1.3. Решение проблемы отчуждения. 10

1.4. Отчуждение в подростковой среде. 11

В процессе формирования своего «Я» подросток нуждается в постоянной опоре друзей и родных, и если он чувствует, что теряет эту опору, то погружается в виртуальную реальность, с целью оградить себя от реальных проблем и избавиться от ощущения одиночества. Понятия одиночества и отчуждения в данной ситуации тесно связаны, так как зачастую одно влечет за собой второе (Крушельницкая О.Б., Войскунский Е.В.). 13

2.3.Результаты исследования. 18

Список литературы 24





Введение


Актуальность. Проблема человеческой личности имеет многолетнюю историю изучения. Несмотря на усилия ученых-философов, психологов, педагогов ее потенциал не исчерпан, а важность не ослабевает с течением времени. Люди постоянно находятся в процессе поиска своего "я", своего предназначения и места в жизни. На этот процесс могут влиять изменения, происходящие в современном мире, которые затрагивают все поколения, в том числе подростков. На этапе взросления подростки познают себя, зачастую, через сравнение с собственным идеалом и с другими людьми вокруг. И когда реальное "я" не совпадает с идеальным появляется ощущение беспокойства, которое может привести к отчуждению человека от себя самого и от общества. Аналогичные последствия может иметь сравнение себя со сверстниками. Понятие отчуждения не ограничивается этими двумя моментами, которые связаны с социальным сравнением. Существует различные пути трактовки понятия социального отчуждения – отчуждение результатов труда, отчуждение и присвоение опыта (например, экстремальный опыт), отчуждение деятельности, ее причин и условий, отчуждение теории от практики и т.д. В процессе отчуждения человека от собственной сущности в его сознании возникают понятия «свой» и «чужой». Особенности современного мира: появление и развитие виртуальных реальностей заставляет по-новому подойти к отчуждению: человек строит свое виртуальное Я, находит круг виртуальных друзей, но что происходит с реальным общением, с реальными людьми, с которыми он не может выстроить контакт?

Проблема. Подросток, находясь в поиске, формировании своего Я, нуждается в общении со своими сверстниками, поэтому проблема отчуждения от группы является для него крайне важной. Однако, зачастую он неспособен справиться с этой проблемой самостоятельно. Отделившись от группы, подросток оказывается наедине с самим собой, и вместо того, чтобы искать контакт с окружающими его людьми, он уходит в кибер-реальность. Подобное погружение создает разнообразные эффекты: нахождение виртуальных партнеров по общению, конструирование своего Я и социальной общности по собственному желанию, что может иметь большое влияние на процесс отчуждения. Глубина погружения может привести к потере контакта с окружающим миром и усилению непонимания реальных сверстников, все большему отчуждению, вплоть до негативной маргинализации. В этом случае подросток ощущает непреодолимую границу между собой и другими, перейти которую у него нет ни желания, ни возможностей (из-за неразвитости навыков реальной коммуникации с реальными сверстниками).

Подчеркнем, что отчуждение имеет не только негативные, но и позитивные аспекты, такие как: развитие индивидуальности личности подростка и осознание собственной уникальности.


Теоретическая разработанность темы
. Тема много изучалась иностранными психологами, такими как З. Фрейд, К. Хорни, Д. Рубинс, Э. Фромм и другими. В работах З.Фрейда, К.Хорни и Г.С.Салливана в качестве основополагающей причины социального отчуждения рассматривается базисный конфликт. В отечественной психологии, которая опиралась на идеи отчуждения К.Маркса, социальное отчуждение как понятие самостоятельно не выделялось и рассматривалось как потеря смысла существования в процессе труда. По теории К.Маркса в основе отчуждения лежит отчуждение труда. Такие исследователи как Н.А. Вторушин, И.Н. Гавриленко, Ю.Н. Давыдов представляют неомарксисткие взгляды, связывающие причины, условия и источники отчуждения. В отечественной психологии тема социального отчуждения слабо изучена и далеко не исчерпана. Влияние интернет-общения на отчуждение в группе рассматривается в отдельном направлении психологии – виртуальной психологии. Это направление достаточно новое, так как оно появилось вместе с интернетом, и с его активным развитием стало расширяться. В этой отрасли работают как отечественные специалисты (Н.Носов, В.Плешаков, Л.Землянова, А.Войскунский и другие), так и зарубежные (М.Кастельс, Шерри Теркл, Патриция Уоллес, Сара Кислер и другие).

Цель диплома: описать феномен отчуждения в подростковой группе в связи с увлеченностью киберсредой.

Задачи диплома:

  1. Описать процесс отчуждения в подростковом возрасте.

  2. Рассмотреть особенности общения и поиска идентичности подростков как фактор социального отчуждения.

  3. Описать исследования интернет-общения современных подростков.

  4. Провести эмпирическое исследование соотношения реального и интернет-общения подростков и проявлений социального отчуждения.

Объект исследования. феномен отчуждения у подростков

Предмет исследования. связь интенсивности интернет-общения подростка и отчуждения

Общая гипотеза исследования: Существует связь отчуждения с переживанием одиночества и особенностями общения подростков.

Частные гипотезы:

  1. Чем больше подросток общается в социальных сетях, тем больше показатель отчуждения от учебы и сверстников.

  2. Существует связь между возрастом испытуемого и его показателями отчуждения и одиночества.

Практическая значимость темы. Данная работа может быть использована педагогами в гимназии с целью обеспечения атмосферы и взаимоотношений между подростками, неблагоприятных для социального отчуждения, оказания помощи в решении проблемы отчуждения.

Каталог: sites -> default -> files -> research
research -> «Понимание сущности философии русскими религиозными мыслителями»
research -> Реферат некоторые ограничения, накладываемые специальной теорией относительности на будущие военные действия в космосе. Анализ художественных произведений жанра научной фантастики
research -> Эволюционизм вера, язычество, философия
research -> Объектом моего диплома выбрана эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека
research -> Конспект урока для смешанной группы 10ого класса. Анализ
research -> Реферат Интерпретация романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
research -> Диплом Причины антисемитизма в оценках современных мыслителей
research -> Диплом Особенности интуиции подростков
research -> Если говорить об ученичестве Серова, то его можно условно разделить на три этапа
research -> Диплом Межэтнические отношения: этническая толерантность и этническая идентичность


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница