Эпоха Просвещения



Скачать 180.5 Kb.
страница1/5
Дата17.01.2018
Размер180.5 Kb.
  1   2   3   4   5

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ



    1. Социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения.

    2. Просветительские идеи в русской литературе.

ГЛАВА 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ В КИТАЕ.

2.1. Общественно-политическая ситуация на Дальнем Востоке.

2.2. Юань Мэй

2.3. Цзи Юнь

Заключение.

Список литературы.



3

7
7


10

16

16



23

27

34



36


ВВЕДЕНИЕ

Просвещение - это идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма. Эпоха Просвещения продолжалась приблизительно со второй половины XVII до конца XVIII в. Современные исследователи, изучая проблемы просвещения, привлекают материал, касающийся не только просвещения в западно-европейских странах и в Северной Америке, но и аналогичных идейных движений в странах Восточной Европы, Востока, рассматривая, его не как локальное, а как всемирно-историческое явление. С точки зрения темы данной работы мы будем рассматривать просветительские идеи, получившие проявления в литературе России и Китая.

Восемнадцатый век открывает новую страницу истории русской художественной литературы. В это время в литературе наблюдаются очень важные изменения. В литературном процессе всегда имеют место две взаимосвязанные тенденции: преемственность и новаторство. Каждая из них немыслима без другой, но соотношение между ними в разные эпохи неодинаково. В XVIII в. потребовалось радикальное обновление всех сфер общественной и духовной жизни, в том числе и литературы.

Восемнадцатое столетие, европейский «век разума и просвещения», увенчавший собой период абсолютизма в Западной Европе и закончивший длительную эпоху европейского культурного развития Великой французской революцией, в России открывает новую эпоху ее государственности и культуры. 1700-й год Россия впервые в своей истории отсчитала не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и встретила 1-го января, а не 1-го сентября. Это — культурный знак символического рубежа, который отделяет древнюю средневековую Русь от России Петровской эпохи новой истории.

В масштабах всемирной истории век — это совсем немного. Духовная жизнь XVIII в. отличается невиданной степенью интенсивности и концентрации, особенно заметной на примере новой русской литературы. Тот путь, который культуры других европейских стран проделывали в течение веков, русская словесная культура — от Кантемира до Державина и от безавторских гисторий до Карамзина проделала практически за полстолетия: ведь литература и жизнь связаны между собой как предмет и его отражение в зеркале, и стремительное развитие национального эстетического сознания до общеевропейского культурного уровня неоспоримо свидетельствует о таком же стремительном развитии национальной жизни в целом.

В странах Востока антифеодальное движение, обычно переплетавшееся с национально-освободительной борьбой, принимало формы, во многом отличные от европейских. Это обстоятельство, связанное с философскими и литературными традициями этих стран и в значительной степени обусловленное более замедленным (по сравнению с Европой) социально-экономическим их развитием, привело к наличию среди исследователей различных точек зрения на самую возможность выделения просветительского этапа в идеологии стран Востока. Некоторые исследователи считают, что страны, не достигшие того уровня экономического развития, на котором находилась Западная Европа в XVIII в., не знали особого просветительского этапа, но большинство востоковедов признаёт его наличие (чаще всего относя его к XIX — началу XX вв.). Несмотря на значительную специфику просветительского движения, важнейшие черты просветительского мировоззрения (антифеодальная борьба передовых людей эпохи, затрагивающая широкие области идеологии и углублённая подъёмом национального самосознания, критика основ феодального строя и его конкретных проявлений, борьба с сословными и религиозными предрассудками, вера в силу разума, воспитания и образования) на Востоке в основном аналогичны западным. Эти общие черты — результат не только типологического единства, но и взаимосвязей, взаимообогащения национальных культур. Позднее просвещение в странах Востока (2-я половина XIX — начало XX вв.) развивалось под значительным воздействием идей европейского просвещения. В контексте рассматриваемой темы можно отметить, что это связано в тем фактом, что Китай долгое время оставался в самоизоляции от внешнего мира и не испытывал большого влияния извне.

Русская литература данного периода хорошо изучена отечественными исследователями, тогда как в изучении китайской литературы остаются малоизученные области, что объясняет выбор и актуальность темы исследования.



Объектом исследования является литература России и Китая периода Просвещения.

Предметом исследования являются просветительские идеи в русской и китайской литературной традиции.

Цель работы состоит в выявлении просветительских идей русских и китайских писателей XVIII в.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:



  • описать социокультурные предпосылки возникновения идеологии Просвещения

  • рассмотреть влияние просветительских идей на развитие русской литературы XVIII в.

  • выявить специфику «китайского Просвещения» и проявление просветительского комплекса идей в китайской литературе

При проведении данной исследовательской работы были использованы, как общие методы познания: 1) сравнение, 2) анализ и синтез, 3) индукция и дедукция, так и частнонаучные методы: 1) метод сравнительно-сопоставительного анализа литературы.

Данная работа состоит из: введения, в котором обосновывается выбор и актуальность темы, определяется объект, предмет и цель исследования; двух глав, в которых раскрывается общественно-политические ситуации в России и Китае, обусловившие развитие просветительских идей в литературе, а также дается обзор произведений, содержащих просветительские идеи, российских и китайских писателей.




Каталог: study
study -> 1. Философия,ее предмет и функции. Взаимосвязь Ф. и частных наук
study -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
study -> Предпосылка и столь же естественная
study -> Предварительные замечания
study -> Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии
study -> Билет Объект изучения и предмет социологии
study -> Огюст Конт и возникновение позитивистской социологии
study -> Вопросы для экзамена для 10-з класса раздел «Социальная сфера»
study -> «Личность и тоталитаризм на материале жанра антиутопии» Курсовую работу


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница