Ения Вступительные конкурсные экзамены по философии проводятся по вопросам, одобренным кафедрой философии и социологии ргуфксиТ



страница1/2
Дата21.05.2018
Размер65.5 Kb.
ТипПротокол
  1   2


УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

ПО ФИЛОСОФИИ для поступающих в аспирантуру

1.1. Общие положения

Вступительные конкурсные экзамены по философии проводятся по вопросам, одобренным кафедрой философии и социологии РГУФКСиТ (Протокол № 15 от 18.06.10) и утвержденным проректором по научной работе РГУФКСиТ.



Вопросы составлены в соответствии с Рабочей программой по учебной дисциплине “Философия” для бакалавров и специалистов (принята кафедрой методологии и философии 03.06.10; протокол № 14) и с учетом содержания рабочей программы для магистрантов «История и философия науки” (по направлениям подготовки магистрантов) (приняты кафедрой философии и социологии 03.06.10, протокол № 14).
1.2. Объем требований по философии для поступающих в

аспирантуру:

  1. Предмет, сущность и функция философии в общей системе знаний.

Мировоззренческие (гуманистическая, социальная, культурно-воспитательная и т.д.) функции философии. Методологические (гносеологическая, эвристическая и т.д.) функции философии.

  1. Структура философского знания (онтология, гносеология, праксеология, логика, аксиология).

Категориальный аппарат философии. Научное понятие и философская категория в их соотношении.

  1. Материальное, проблема “материя и сознание” в истории философской мысли.

Аспекты противоположности материи и сознания. Различные трактовки материального, гносеологическая и субстанциальная стороны понятия материи. Материализм, его формы и исторические этапы развития.

  1. Идеальное, его природа, проблематика и типология.

Идея, мышление, сознание, дух, духовное. Объективный и субъективный идеализм в их соотношении, их историческая эволюция и перспективы дальнейшего развития.

  1. Наука, её специфика, структура и функции в общей системе знаний.

Теоретический и эмпирический уровни науки. Понятие научной картины мира,

парадигмы. Соотношение научной, философской и религиозной картин мира.

Научная и философская рациональность в их соотношении.

  1. Научная рациональность, её предпосылки, основные составляющие и исторические этапы развития.

Модели рациональности в их соотношении, их преимущества и ограниченность.

Логико-методологические и социокультурные аспекты научной рациональности.

  1. Теоретический уровень научного знания.

Проблема, гипотеза, закон, теория, парадигма. Классификация и систематизация. Качественные и количественные теории, их соотношение в современной науке. Теоретическое и эмпирическое в их соотношении, типология противоречий и методы их разрешения.

  1. Эмпирический уровень научного знания.

Сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент. Понятие научного факта. Эмпиризм и инструментализм в научной методологии. Теоретическое и эмпирическое в их соотношении, типология противоречий и методы их разрешения.

  1. Динамика и рост научного знания.

Типология моделей развития науки (кумулятивистская модель, диалектическая модель, концепция несоизмеримости теорий). Проблема научного прогресса.

  1. Научный метод.

Классификация научных методов: универсальные, общенаучные, специальные. Методология, её место и функция в общей системе научного знания.



  1. Методы и формы научного мышления.

Анализ и синтез, их взаимосвязь в процессе познания. Методологические правила Декарта, их роль в становлении и развитии классической науки и актуальность в наши дни.

  1. Методы и формы научного мышления.

Абстрагирование и идеализация, их взаимосвязь в процессе научного познания. Понятие “идеального объекта”, его роль в науке.

  1. Методы и формы научного мышления.

Аналогия и моделирование, их взаимосвязь в процессе научного познания. Предметное, физическое, логическое, знаковое моделирование. Научная и техническая модели в их соотношении.

  1. Методы и формы научного мышления.

Наблюдение и эксперимент, их структурные компоненты и взаимосвязь. Разновидности эксперимента и проблема интерпретации экспериментальных данных.

  1. Классификация наук, её типология и перспективы развития.

Взаимодействие наук, его составляющие: интеграция, дифференциация, редукция. Проблема редукционизма в современной науке.

  1. Гуманитарные аспекты научного знания.

Наука как социально-исторический процесс и творческая деятельность. Научный и социальный прогресс в их соотношении. Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая, производительная, экономическая.

  1. Научное и ненаучное знание в их соотношении, проблема их демаркации в развитии современной науки.

Обыденное знание, его специфика и разновидности. Наука и мифология.

  1. Онтология как философская наука о бытии.

Бытие как исходная категория онтологии и интегральная характеристика мира. Диалектика бытия и небытия, материального и духовного.

  1. Пространство и время: историческая эволюция понятий и современные тенденции осмысления.

Субстанциальная и реляционная концепции пространственно-временного континуума, современный диапазон трактовок.

  1. Детерминизм как фундаментальный онтологический принцип.

Причина и следствие, цепи причинения, механизмы причинности, причинная и непричинная детерминация. Детерминизм и индетерминизм. Диалектика случайности и необходимости. Фатализм и волюнтаризм.

  1. Движение и развитие: альтернативные подходы.

Основные модели развития, его разноплановость и многоэтапность. Законы развития. Проблема прогресса. Диалектика и синергетика. Современные концепции самоорганизации.

  1. Гносеология и специфика философского подхода к познанию.

Диалектика рационального и иррационального. Чувственное и рациональное. Рационализм, эмпиризм, сенсуализм. Логическое и интуитивное в их соотношении. Гносеология и эпистемология в их соотношении.

  1. Принцип закономерности, понятие закона.

Проблема, гипотеза, закон, принцип, теория, парадигма в их соотношении. Возможность, вероятность, действительность. Динамические и статистические законы в науке и в общей системе знаний.

  1. Истина как фундаментальное понятие теории познания.

Классическое определение истины. Догматизм и релятивизм в понимании истины. Проблематика критериев истины. Принципы верификации и фальсификации научных теорий.

  1. Антропологическая проблематика в философии.

Человек в его соотношении с природой, обществом, культурой. Основные подходы к изучению природы человека. Духовность человека и её проявления в науке, философии, религии, искусстве.

  1. Исторические и социальные процессы в их философском осмыслении.

Материалистические и идеалистические концепции общественного развития. Теологическая концепция, теория исторического круговорота, просветительская концепция, формационный и цивилизационный подходы.

  1. Философские проблемы нравственного и эстетического отношения человека к миру.

Добро и зло, прекрасное и безобразное. Типология ценностных ориентаций человека в мире. Нравственная проблематика хозяйственной деятельности человека. Проблемы гуманизации образования и жизни общества.

  1. Глобализация как объективное явление современности, её позитивные и негативные аспекты.

Политический, экономический экологический и социокультурный аспекты глобализации в их соотношении. Основные футурологические концепции. Модель устойчивого развития.
1.3. Учебная литература, рекомендуемая для подготовки к экзаменам


  1. Передельский А.А. Социология и социология спорта. Учебное пособие / Столяров В.И., Балаева О.Е., Моченов В.П., Башаева М.М., Митусова Е.Д., Майорова Л.В. // Москва, изд-во Физическая культура», 2013, 363 с.

  2. Передельский А.А. Философия спорта. Учебник /Передельский А.А.. Столяров В.И. Башаева М.М.// - ОАО «Издательство «Советский спорт».- 2015.-29 п.л.

  3. Передельский А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта : Учебник для высших учебных заведений / А. А. Передельский //. – М. : Спорт . -2016.-24,18 п.л.


Примечания:

  1. Учебники, отмеченные имеются в библиотеке РГУФКСМиТ.

  2. Философия науки: методические материалы для аспирантов, в 5-ти ч./ - М.: «Физическая культура». – 342 с. - вывешено на странице кафедры философии и социологии сайта РГУФКСМиТ в разделе кафедры «Публикации».

1.4. Вопросы по философии для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру.

  1. Предмет, метод, функции и значение философии.

  2. Мировоззрение, его сущность и основные виды: мифологическое, религиозное, научное. Специфика философского мировоззрения.

  3. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, антропология и т.д.

  4. Особенности философского знания. Философия, наука, культура.

  5. Философия и культура. Аксиологическая функция философии. Этика и эстетика как философские дисциплины.

  6. Философия и наука. Методологическая функция философии.

  7. Социокультурные и гносеологические предпосылки возникновения философии. Мифология, предфилософия.

  8. Философия Древнего Востока.

  9. Философия Античности.

  10. Средневековая философия: теоцентризм, схоластика, спор об универсалиях.

  11. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм, натурфилософия, пантеизм.

  12. Научная революция и философия XUII в.: эмпиризм (Ф. Бэкон и др.) и рационализм (Р. Декарт и др.), проблема субстанции.

  13. Философия Просвещения: критика религии, механистический материализм, обоснование «естественных прав человека» и «общественного договора».

  14. Классическая немецкая философия: ее рационализм и диалектика (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель)

  15. Традиции и особенности русской философии. Истоки и характер русской философии, выражение в ней русского национального самосознания.

  16. Философия XX в.: основные философские направления и их представители: философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, прагматизм, позитивизм, герменевтика и др .

  17. Диалектический метод. Законы, принципы, категории диалектики.

  18. Бытие и его формы. Категория материи, ее философское и естественнонаучное понимание.

  19. Движение, изменение, развитие. Формы движения материи. Редукционизм.

  20. Пространство и время как формы существования материи. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени.

  21. Сознание, его природа и сущность. Онтологическое и гносеологическое определения сознания.

  22. Проблема познания мира в классической и неклассической науке.

  23. Философские основания науки: воздействие средств и способов познания на результаты познавательной деятельности ученого.

  24. Философские основания науки: влияние социокультурных факторов на результаты познания.

  25. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни (сравнительный анализ).

  26. Чувственное и рациональное познание, их специфика, формы и взаимодействие.

  27. Основные особенности и структура научного познания.

  28. Методы научного исследования, их классификация.

  29. Характеристика эмпирического уровня научного познания.

  30. Научная теория, виды теории, методы ее построения и роль в познании.

  31. Проблема истины в познании. Объективная, абсолютная и относительная истины. Научные средства установления истинности знания. Критерии истины.

  32. Логические формы мышления. Понятие (объем и содержание). Логические операции с понятием (определение, деление, обобщение и ограничение).

  33. Практика как основа и цель познания, как критерий истины.

  34. Общество как саморазвивающаяся система. Его основные системообразующие факторы: социальная деятельность и общественные отношения. Основные сферы жизни общества.

  35. Исторические типы общества и методология анализа реального исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы.

  36. Прогресс и регресс в общественном развитии. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Эволюция и революция, их сходство и различие

  37. Политическая система общества. Проблема правового государства.

  38. Общественное и индивидуальное сознания, их взаимосвязь. Социальная идеология и психология. Идеологическая функция философии.

  39. Структура и формы общественного сознания – общая характеристика.

  40. Личность и общество, их взаимодействие.

  41. Культура как философская категория и интегративный фактор социальной системы.

  42. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Глобализм и антиглобализм в современном историческом процессе.




Каталог: sites -> philosophy.sportedu.ru -> files
sites -> Программа «Психология личности»
sites -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
sites -> Вопросы для обсуждения, докладов, рефератов по дисциплине социология молодежи для студентов, обучающихся на направлении 040700 Организация работы с молодёжью
files -> Утверждено на заседании кафедры
files -> Ения Вступительные конкурсные экзамены по философии проводятся по вопросам, одобренным кафедрой философии и социологии ргуфксиТ
files -> Предмет, метод и организационное строение философии спорта
files -> Учебный курс «История и философия науки»
files -> Контрольные вопросы к зачету история


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница