Эмоциональная экономика. Имидж как связующее понятие в трактовке экономических, политических и социально-психологических процессов. Лидин К. Л



Скачать 55.54 Kb.
Дата04.06.2018
Размер55.54 Kb.

Эмоциональная экономика. Имидж как связующее понятие в трактовке экономических, политических и социально-психологических процессов.

Лидин К.Л.

Конец ХХ и начало XXI века охарактеризовались ярко выраженной тенденцией к срастанию и взаимному обогащению комплексов гуманитарных и точных наук. Особенно выразительной в заявленном контексте выглядит «теория перспектив» Д. Канемана и А. Тверски. Согласно их исследованиям, большинство управленческих решений, в том числе стратегических, принимаются в результате иррациональных, эмотивных психических процессов. Когнитивная (рассудочная) составляющая играет подчиненную и второстепенную роль. Это значит, что при построении моделей экономико-технологического развития на любом уровне необходимо учитывать «человеческий фактор», включая глубинные бессознательные психологические процессы эмоционально-образного мышления. На смену модели «рационального оптимизатора» в экономику приходят представления о человеке как о носителе особой логики – логики эмоций, пристрастий и впечатлений1.

В психологической науке существует множество определений того, что должно означать слово «эмоции» и близкие к нему по смыслу слова (чувства, аффекты, переживания). Мы будем рассматривать эмоцию (эмоциональное состояние) как характер информационного потока, протекающего в данный момент сквозь контактную границу индивидуума или социума. Понятие контактной границы обозначает условную поверхность, отделяющую внутрипсихическое пространство от окружающей среды.

Постиндустриальное информационное общество характеризуется, в частности, таким развитием средств массовой коммуникации, которое приводит к возникновению феномена коллективной контактной границы. Роль социальной контактной границы играют средства массовой информации – именно они превращают поток единичных фактов в «картину мира», объясняя и увязывая между собой разрозненные информационные пикселы. Современный горожанин в подавляющем большинстве случаев получает информацию об окружающем мире опосредованно, через знаковые системы телевидения, газет, книг, Интернета. Полученные «из вторых рук» образы уже обработаны, обобщены и приведены во взаимосвязанный вид, наподобие кулинарных полуфабрикатов. Употребление такого «образного фаст фуда» экономит время и интеллектуальные усилия, но подчиняет потребителя бессознательной власти СМИ.

Наши исследования в основном посвящены тому образу, который создается в социально-психологическом пространстве в связи с Прибайкальским регионом, Восточной Сибирью и Азиатской Россией в целом. Для анализа и обобщения разнородных проявлений данного образа нами разработан пакет прикладных методик, позволяющий исследовать как зрительные, так и словесные образы. Компьютеризация методик позволяет обрабатывать значительные массивы исходной информации (тысячи кадров визуальной информации и сотни тысяч лемм вербальной).

Как показали наши исследования, в основе имиджа Сибири лежит архетипический образ Героя2,. При этом архетипическая база имиджа в самых различных регионах мира демонстрирует редкостное единообразие: восприятие Сибири представителями Западной Европы, США, Австралии, Восточной Европы и Китая имеет одинаковую основу.

Но есть и различия. Так, в Западной Европе (исследования проводились на материале Германии и Финляндии) имидж сибиряков тяготеет к той разновидности архетипа Героя, которая пересекается с другим архетипом – образом Золотого Дитя. Золотое Дитя (или Дитя-спаситель) – беспредельно доброжелательный, открытый и простодушный персонаж.

Эмоциональный фон восприятия, создаваемый таким образом, содержит элементы героической темы – восхищение, интерес, уважение, радость и гордость от соприкосновения с Героем. Однако этот же образ внушает некоторое пренебрежение и даже презрение к тому отсутствию интеллекта, которое характерно для Наивного героя. Его простодушие и доверчивость могут вызывать симпатию и умиление, но не позволяют воспринимать носителя такого имиджа всерьез. Сценарий, присущий архетипу Наивного Героя, предполагает ситуации, когда этот персонаж подвергается обману, терпит убытки и несет ущерб из-за своей наивности и глупой доверчивости.

Репутация Сибири в странах Восточной Европы так же опирается на архетип Героя, но обладает и рядом отличий. На примере Польши мы можем утверждать, что имидж азиатской России демонстрирует признаки не Наивного, а Чудовищного Героя, то есть, контаминации образов Героя и Чудовища.

Полученный образ вызывает как бы двухслойную эмоциональную реакцию: уважение и интерес в ней соседствуют с недоверием и страхом. Чудовищный Герой – фигура непредсказуемая, его борьба с силами зла и тьмы в любой момент может смениться жестокой и безумной агрессией. Бессознательные ожидания, которые формирует подобный имидж, заставляют реципиента держаться на дистанции, проявлять недоверие и опаску.

Весьма похожий имидж Сибирь и сибиряки имеют в Китае. Архетип Чудовищного героя в данном случае накладывается на особенности своеобразной китайской культуры. Традиционные сюжеты, связанные с архетипом Героя, в китайском фольклоре включают обязательную смерть героического персонажа после того, как он выполнит предназначенные ему подвиги. Герой, который по каким-то причинам вовремя не умер, превращается в агрессивного и опасного монстра. Подобная культурная традиция настолько сильна и своеобразна, что неизбежно сказывается и на современном восприятии архетипа Героя представителями китайской интеллигенции, политики и бизнеса.

Особенно сильно эмоциональная окраска имиджа влияет на инвестиционную активность в отношении Восточной Сибири. По выражению Дж. Хиршлейфера, «инвестиция – это, в сущности, жертва настоящим во имя будущего. Но настоящее хорошо известно, тогда как будущее всегда загадочно. Поэтому инвестиция – определенная жертва во имя неопределенной выгоды».3 Рост неопределенности в прогнозах на будущее угнетает инвестиционную активность: чем более размыт и вариативен образ будущего, тем выше требования инвестора к гарантиям и прибыльности инвестиционного проекта, тем более высокими должны быть рациональные мотивирующие факторы.



Обнаруженные нами особенности репутации Сибири в глазах наиболее вероятных потенциальных инвесторов делают несколько более понятной слабую инвестиционную активность зарубежных финансовых кругов в нашем регионе. Особенно сильно негативное влияние «эмоций хаоса» сказывается в крупных проектах, которые требуют многостороннего инвестирования с участием нескольких стран. Заметим, что уровень недоверия и тревожности в отношениях Китая, Японии, Южной и Северной Кореи друг к другу ничуть не ниже, чем по отношению к России.4 Учет данного фактора позволяет более объективно подойти к анализу судьбы ряда крупных проектов, на которые в свое время возлагались большие надежды. К таковым относятся «Большой Владивосток», «Свободная экономическая зона Находка», «Проект Туманган», «Транссибирский коридор» и ряд других.5

1 Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал, 2003, том 24, Ж4,.с. 31-42

2 Лидин К.Л., Тимофеев И.А. Имидж Китая в Сибири как тормоз развития экономических контактов // В кн.: Регион на перекрестке Востока и Запада: глобализация и конкурентоспособность. Коллективная монография. – М.: ТЕИС, 2003. – С. 290 - 295.

, Лидин К.Л. Имидж Сибири в сегодняшней Западной Европе // Там же. – С. 285-290

3 Хиршлейфер Дж. Инвестиционные решения при неопределенности: подходы с точки зрения теории выбора // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.3. Под ред. В.М.Гальперина.- СПб.: Экономическая школа. 1999, С. 64-91

4 Лидин К.Л. Танцы с драконом // Проект Байкал/Project Baikal/ - 2006, №10. – С. 8-17

5 Лидин К.Л., Калюжнов Н.В, Тимофеев И.А. Международный имидж азиатской России и его роль в построении Транссибирского коридора // Геополитические и социально-экономические проблемы создания международных транспортных коридоров. Коллективная монография / Под научн. редакцией Хоменко А.П., Гончаренко С.С., Елисеева С.В., Каштанова Ю.Б., Сольской И.Ю., Якобсона А.Я. – Иркутск: ИрГУПС. – 2004. – Т. 2. – 605 с., С. 96-110

Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница