Эммануэль-Жозеф Сийес что такое третье сословие?



Скачать 334.87 Kb.
Pdf просмотр
страница1/22
Дата05.01.2018
Размер334.87 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Эммануэль-Жозеф Сийес
ЧТО ТАКОЕ ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ?
Воспроизведено по изданию 1906, Петербург, «ГолосЪ»
(орфография изменена)
Приведено по:
Аббат Сийес: от Бурбонов к Бонапарту /
Состав., пер., вступ. ст. М.Б.Певзнера.
СПб.: Алетейя, 2003. 224 с.; илл.
(Серия «Миф, религия, культура»)
Веб-публикация: Марта, Люсиль, Э.Пашковский, 2004
ПРЕДИСЛОВИЕ
Знаменитая брошюра Сийеса «Qu'est се que le tiers etat», перевод которой предлагается вниманию читателя, появилась в свет в январе 1789 года и сразу произвела колоссальное впечатление. Какая этому причина?
Необыкновенная глубина мысли автора? Его блестящий литературный талант?
Существовавшая уже и до появления брошюры широкая популярность имени
Сийеса? Ни то, ни другое и ни третье. Прочитывая брошюру Сийеса, читатель не почувствует над собою парения мысли гения, не будет он и зачарован тою особою силою, которая всегда находится в обладании великих художников слова. Что же касается популярности Сийеса, то, хотя он, бесспорно, обладал ею в некоторых местах в провинции (в особенности, в Орлеане) и до 1789 года, но популярность его выросла до размеров всенародных, - всенародных в том, разумеется, смысле, в котором выражение это только и может быть употребляемо, когда речь идет о стране, населенной народом в массе своей неграмотным, а такова именно была дореволюционная Франция, - благодаря брошюре «Что такое третье сословие». В чем же секрет, в чем разгадка громадного успеха произведения Сийеса? Ответ ясен: Сийес сжато и ясно формулировал то, что было, так сказать, разлито во всей Франции и составляло характерную черту предреволюционной эпохи: желание «третьего сословия» выйти из того унизительного положения, в котором находилось оно при старом режиме, и осознание этим сословием - буржуазией - своего значения в государственной и общественной жизни Франции. В самом деле, разве первые два сословия - духовенство и дворянство - не были уже в конце
XVIII века абсолютными паразитами на народном организме Разве могло быть сомнение в глазах буржуазии, что именно она является, так сказать, творцом жизни, что в процессе производства материальных и духовных благ ей принадлежит все и вся, что без ее капитала знаний, талантов, энергии
Франция никогда не могла бы играть той роли, которую так бесцеремонно приписывали мудрости своего управления ее короли, своим заслугам перед
Богом - духовенство и уж совершенно неизвестно перед кем - дворянство.
Правда, при своем гордом анализе собственного значения в экономической жизни страны буржуазия просмотрела рабочий класс, т. е. истинного производителя всех ценностей, но это уже была не ошибка ее и не нарочитое закрывание глаз на истину, а результат состояния научной мысли в ту эпоху.
Обвинять ее за это - все равно что порицать Кювье за то, что он не был знаком с теорией Дарвина.
При таком-то состоянии общественной атмосферы появляется брошюра, в которой на вопрос «что такое третье сословие?» ее автор без всяких оговорок гордо отвечает: всё!
На второй вопрос: чем было это сословие до сих пор (т.е. до 1789 года) в политическом отношении, тот же страшный по своей резкой отчетливости ответ: ничем! Представьте же себе впечатление от таких строк: многие тысячи и тысячи людей и сами были близки к подобным же мыслям, - на них наталкивала вся повседневная действительность, - и вдруг они читают формулировку всего ими самими продуманного, прочувствованного, часто выстраданного в таких решительных, в таких категорических выражениях!
Мы - всё, а были мы в целом ряде поколений в политическом отношении
- ничем!.. Одного сопоставления этих «всё» и «ничего», одного взгляда в ту зияющую бездну, которая лежит между тем и другим, было достаточно для целого вихря определенных мыслей, эмоций, настроений...
Чем желает быть третье сословие? - ставит Сийес третий вопрос и отвечает на него весьма скромно: «чем-нибудь». Но в стране, где духовенство и дворянство вместе взятые составляли и численно-то менее 200000 человек, а буржуазия, которая, отождествляя себя со всем остальным «народом» и олицетворяя собою поэтому самое понятие «нации», исчисляла себя десятками миллионов, в такой стране и при таких обстоятельствах, - говорим мы, - это скромное «чем-нибудь» должно было в самом процессе борьбы измениться весьма решительно и замениться желанием быть «всем». Так оно и случилось.
Едва, однако, осуществилось в полной мере стремление буржуазии стать в государственной и общественной жизни Франции на место первых двух сословий, едва исчезли сословные перегородки, заменившись юридическим равенством всех граждан, как пали иллюзии благостности для всех знаменитой формулы laissez faire, laissez passer, обнаружились новые перегородки, но уже не вертикальные, а горизонтальные, вскрылась явственно классовая структура нового общества, и на историческую сцену выступил новый общественный класс - класс рабочих. Этот класс стал предъявлять буржуазии к уплате те самые исторические векселя, которые третье сословие предъявило в свое время сословиям «благородным». Борьба рабочего класса с буржуазией наложила свою печать на всю историю XIX века, и пролетарский Сийес нашего времени мог бы повторить применительно к четвертому сословию вопросы и ответы Сийеса исторического, а в странах с широко развитой промышленностью и высоким уровнем самоосознания пролетариата даже и получить фактическое оправдание правильности поставленного диагноза. Именно в направлении такого «оправдания» течет, без сомнения, вся социально-политическая жизнь стран с широко развитыми капиталистическими отношениями, но, конечно, далеко еще не все страны




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница