Елина А. Д., Хорольцева Е. Б. (г. Саратов) Использование политических мифов в предвыборных кампаниях



Скачать 60.02 Kb.
Дата02.07.2018
Размер60.02 Kb.

Елина А.Д., Хорольцева Е.Б. (г. Саратов)

Использование политических мифов в предвыборных кампаниях

Главной задачей политических партий и кандидатов является избирательная гонка и борьба за голоса на выборах. Агитационные мероприятия, выступления по радио и на телевидении, пропаганда своих идей имеют лишь одну цель – добиться максимальной поддержки избирателей на предстоящем голосовании.

Современные политические реалии таковы, что конкуренция между кандидатами весьма высока, и для получения доверия и авторитета у избирателей необходимо проводить серьезные аналитические работы, на основании которых формулировать свои идеи и программы для избирателей. Следует отметить, что «рост конкуренции способствует росту креатива в позиционировании PR-объекта посредством организации новых форм воздействия»[3, с. 240].

Одним из способов выделиться или отстроится от своих конкурентов является политический миф. Мифы сегодня – это неотъемлемый элемент любой избирательной кампании. Для политического PR миф является эффективной техникой, которая имеет стратегическое значение. Описывая практику сопровождения избирательных кампаний в работе «Технологии политических выборов», М.Е. Кошелюк пишет: «предвыборная кампания представляет собой оживший на время миф, разыгрываемый мифологический сюжет. Чем напряженнее кампания, чем существеннее выбор, тем больше в нем мифологического» [1, с. 33].

В сфере политики миф очень близок понятию политической идеологии, поскольку является одной из важных составных частей идеологии, можно сказать, ее опорой. И так же, как идеология, политический миф претендует на всеобщность идей, которые он несет в себе, выдавая конкретный частный интерес за общий. При этом в политическом пространстве всегда присутствует несколько мифов, которые чаще всего находятся в состоянии конкурентной борьбы за место доминирующего.

Для создания нужного мифа предварительно осуществляется изучение общественного мнения, и особенно активно оно проводится именно во время подготовки к политическим выборам. В соответствии с уровнем выборов планируется и воздействие. Чем выше их уровень, тем оно сильнее. Когда мифы удается незаметно внедрить в сознание масс, они обретают огромную силу, потому что большинство людей не подозревают о происходящей манипуляции их сознанием.

Главными источниками распространения политических мифов являются средства массовой информации. Сегодня большинство СМИ являются коммерческими организациями, которые получают доход от рекламы, торговли своими полосами, эфирным временем и т.д. Поэтому считать, что СМИ нейтральны в отношении политиков и являются независимой пропагандой общественного мнения не представляется возможным.

Существует огромное разнообразие источников информации: радиостанции, коммерческие телевизионные каналы, ежедневные и периодические издания, кинематограф. Все это, казалось бы, должно обеспечить обществу информационное и зрелищное многообразие. На практике же, только небольшая часть населения может выбирать и пользоваться тем потоком информации, который ей необходим, другие же попадают в так называемую информационную ловушку.

Можно сказать, что политически нейтральной информации фактически нет, но в коммуникационном пространстве очень многое начинает зависеть от мифа, в котором существует транслирующий информацию человек, и приобретать идеологическую окраску.

Ярким примером того, как мифы создаются и транслируются в СМИ, является комедия «Хвост виляет собакой»/ «WagtheDog» Барри Левинсона. Сюжет фильма строится на том, что предстоящие президентские выборы ставят перед командой действующего президента Америки задачу повысить его рейтинг. С этой целью придумываются совершенно неправдоподобные ситуации и события, которые затем освещаются в государственных и общественных СМИ. Выдуманная война, постановочные военные ролики и псевдоинтервью транслируются по центральным телевизионным каналам. И это не вызывает никакого подозрения населения к их реальному существованию. Реакция президента на происходящее и решение этих искусственно созданных событий (псевдособытий, информационных поводов) и позволяют в последний момент получить доверие у избирателей и победить на выборах.

С точки зрения отечественного философа М.К. Мамардашвили, «миф создает особую мифологическую реальность, которая воспринимается человеком как истинная, объективная реальность, архетипическая конструкция» [2, с. 40]. Архетип и определяет структуру мифа. Поэтому при анализе целевой аудитории и разработке мифов большое внимание уделяется тому, насколько миф соответствуют архетипам, сложившимся в сознании общественности.

Политтехнологи, которые работают над созданием мифов, стремятся приблизить кандидатов к наиболее известным архетипам – к архетипу «героя» или архетипу «бунтаря». Важным при этом становится не создать смежный вариант. У избирателей не должно быть сомнений, они должны правильно воспринять то, что хотят донести кандидаты.

Архетип «героя» – один из самых используемых политиками в предвыборных гонках, так как именно «герой» наделен характеристиками целого ряда типажей. Он может быть интеллектуалом, спортсменом, примерным семьянином или государственным деятелем. «Герой» всегда подстраивается под ту аудиторию, с которой он контактирует. С представителями молодого поколения – он говорит о проблемах молодежи, с представителями науки – о вопросах науки, с бизнесменами – о проблемах бизнеса. Такое поведение максимально сближает кандидата с населением.

Команда нынешнего президента США Барака Обамы в избирательной компании 2008 г. создала кандидату архетип «героя», что позволило ему выделится среди своих конкурентов. Его кандидатура была лишена скандальности, его действия и поступки не вызывали осуждений. Будущий президент позиционировал себя как добропорядочного человека, которой отстаивает ценности демократического общества, справедливости политического режима и законности. Ключевой прием, который он использовал в своих выступлениях и стратегии, –прием «рассказывания истории», или сторителлинг. В результате, воплотившийся в Б. Обаме политический миф подчеркивал его индивидуальность, способствовал запоминаемости и узнаваемости.

Противоположным архетипу «героя» является архетип «бунтаря». Архетип «бунтаря» воспроизводится в каждой избирательной кампании. Кандидат, как правило, находится в конфронтации с системой, с политическими и моральными ценностями, не соответствующими его представлениям об идеальном государстве. Политик противопоставляет себя большинству, и это позволяет ему найти поддержку у общества. Обещание радикальных политических перемен, новый политический порядок, светлое будущее – все это характеризует архетип «бунтаря».

Дональд Трамп – совершенно нестандартный кандидат в президенты США. В отличие от президентов Америки последних десятилетий, он выражается без использования языка политкорректности. Это позволяет миллионам американских жителей задуматься и понять, в какой стране они живут и с какими проблемами сталкиваются. Трамп популярен среди избирателей, хотя затрачивает на рекламу в 20-30 раз меньше своего главного конкурента Хиллари Клинтон.

С самых первых интервью кандидат от Республиканской партии США сразу дал свое видение мировой политики и места в ней США. Он выступает «бунтарем» не только в вопросах внутренней политики, но и в международных отношениях. Дональд Трамп хочет изменить США, отказаться от активной внешней политики, сосредоточить свое внимание на экономическом и политическом возрождении США. Данная политика кандидата в президенты отходит от практики, складывающейся в течение последних 70 лет.

Для России и российского политического пространства архетип «героя» ассоциируется прежде всего с образом «всенародно избранного президента», символизирующего стабильность и возможность преодоления кризиса, а архетипом «бунтаря» в массовом сознании выступает лидер ЛДПР, призванный спасти Россию от коммунистов и лжедемократов.

Архетипы «героя» и «бунтаря» показывают исключительную индивидуальность представляющих их кандидатов. Воплощаясь в персональных политических мифах, они подчеркивают исключительность кандидата, способствуют его узнаваемости и запоминаемости. Залогом любого мифотворчества является соединение этих архетипов с особенностями целевой аудитории.



Резюмируя вышеизложенное, можно, на наш взгляд, сделать следующий вывод. Чаще всего мифы создаются в определенных интересах. И именно на стадии трансляции идей от кандидата к избирателям, внесению идей в массовое сознание происходит процесс их мифологизации. При этом идеи лишь тогда приобретают вес, когда внедряются в массы и овладевают ими.Но для того чтобы миф начал действовать и выполнять свои функции по регулированию социальной действительности, ему необходима опора на веру со стороны тех, на кого он направлен. И чем больше людей в него поверит, тем сильнее он сможет повлиять на конструирование реальности и ее образа в массовом сознании.
Список использованной литературы

  1. Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. СПБ.: Питер, 2004. – 240 с.

  2. Мамардашвили М. Философия действительности// Как я понимаю философию. М., 1990. – 368 с.

  3. Хорольцева Е.Б. Коммуникативные дискурсы современности//Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества: сб. науч. трудов. – Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2016. С. 238-241.

Каталог: sites -> default -> files -> conf -> files -> 2016
2016 -> Данилова Е. Н. (г. Иркутск) Социологические аспекты исследования социальных коммуникаций. Взгляд в будущее Социология – «наука о жизни, для жизни и на основе жизни»
files -> Хачатурян Р. (Саратов) Политическая реклама как форма коммуникации современного общества
2016 -> Лосева Ю. (г. Саратов) Связи с общественностью в управлении кризисными ситуациями
files -> Экспансия фреймов межличностных отношений в публичное пространство социальных сетей Аналитика виртуальных межличностных коммуникаций цифрового поколения Проблема «пересборки»
files -> Клемагина А. В., Кулик Д. Д. (г. Кострома) Гендерные образы в рекламе
2016 -> Губанова А. С. (г. Саратов) Влияние виртуальных коммуникационных процессов на сетевое общество
2016 -> Михалева Ю. А. (г. Пермь) Коммуникация в социальных сетях
2016 -> Альтернативный мир: мондиализация и толпократия против сотрудничества и лоурархии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница