Элементарный объем



Скачать 339.37 Kb.
страница1/2
Дата04.05.2018
Размер339.37 Kb.
  1   2

Элементарный объем


Мировоззрение и природа вещей


Образное восприятие окружающего мира, как результат чувственного его ощущения, является основой мировоззрения на природу вещей. По мере развития мыслительных способностей человека, развивается и его способность познания природы вещей. С появлением речи, образы, становясь неотъемлемой частью абстрактного мышления, формулируются в понятия, воспринимаемые и передаваемые посредством слова. Сами слова, а также символы письменной речи, есть ни что иное, как абстрактные конструкции, с помощью которых и осуществляется процесс мышления. По существу, мировоззрение – это определенная последовательность понятий, которая является основой наших знаний о природе вещей. Или, другими словами, мировоззрение – это, с одной стороны, способность человека отражать в своем сознании все многообразие воздействия на него окружающего мира и, с другой стороны, способность познавать природу вещей. Таким образом, даже осознавая то, что тело человека является физическим телом, мы, тем ни менее, судим об этом только посредством нашего мировоззрения, так как другой способности ощущения окружающего мира у нас нет. Это обстоятельство породило у философов древности сомнение в реальности мироздания, которое они считали плодом нашего воображения. В действительности же, природа наделила человека способностью именно таким способом отражать в своем сознании и познавать окружающий мир.

Современные знания, как уровень мировоззрения на природу вещей, являют собой очень сложную многообразную картину, где степень абстрактности понятий достигла значительных величин. Однако абстрактность понятий, это лишь средство или способ получения и обмена необходимой информацией. Например, читая этот текст, мы видим абстрактные знаки в виде букв, но воспринимаем информацию в целом так, как будто текста и отдельных составляющих его не существует. Это, в свою очередь, объясняется тренированность нашего абстрактного мышления и уровнем знаний. Аналогичный пример можно привести из области восприятия музыкантом нотной записи. Человек, не умеющий читать нотную грамоту, воспринимает нотную запись как набор непонятных знаков, тогда как музыкант, не замечая этих знаков, воспринимает в своем сознании звуки и их последовательность в виде музыки. Таким образом, абстрактность понятий облегчает наше восприятие информации.

Но как бы мы не абстрагировались от образного восприятия мироздания, последним звеном такого восприятия остается все же образ. Именно образ позволяет воспринимать и ориентироваться в объективной реальности так, как она предстает в сознании посредством наших чувств. Это утверждение можно в полной мере отнести и на восприятие знаний, которые передаются посредством абстрактных символов и понятий. Однако ни одно знание о предмете не будет точно воспринято, если этот предмет не имеет образного восприятия. Тем ни менее, существует представление о том, что объекты мироздания, образ которых непосредственно не может быть воспринят нашими органами чувств, можно заменять абстрактными категориями, только, с помощью которых, и можно познавать мир. На мой взгляд, такое необъективное абстрагирование понятий в процессе познания, когда мы пытаемся подменить ими недостающие звенья в логической цепи умозаключений, приводит к ложным представлениям о познаваемом предмете. К примеру, машиностроительный чертеж является абстрактной конструкцией трехмерной модели изделия, которую инженер воспринимает только как объемный образ. Не построив такого образа в своем сознании, у инженера не будет возможности представить это изделие в виде физического объекта.

Образное восприятие объективной реальности, скорее всего, и есть та картина в нашем сознании, которую мы воспринимаем как физическую реальность. Все те образы, которые не могут быть восприняты нашими органами чувств напрямую, мы достраиваем в нашем сознании путем умозаключения в процессе познания. Из этого следует то, что образ становиться основным критерием объективного восприятия окружающего мира. В этой связи, необходимо понять, чем для нас является образ.

Пока не существует иного толкования, мироздание понимается нами, как четырехмерная субстанция бытия. Взаимосвязанной основой этой субстанции являются: трехмерная пространственная протяженность и одномерная временная длительность. Мерность, как таковая, воспринимается нами в виде условно фиксированных отрезков расстояния и промежутков времени. Следовательно, образ того или иного предмета или взаимосвязи их, воспринимаемый нашими органами чувств, есть ни что иное, как четырехмерная модель сиюминутного фрагмента бытия. Сам фрагмент бытия, условно связанный с временной размерностью, воспринимается нами, как событие. В таком случае, наше мировоззрение, как отражение в сознании объективной реальности в виде физической, есть ни что иное, как последовательная цепь образов-событий. Другими словами, наше чувственное восприятие объективной реальности, как целостная картина, предстает в нашем сознании в виде того, что мы называем физической реальностью.

Физическая реальность, в свою очередь, являет собою последовательное фиксирование образов-событий в нашем сознании подобно тому, как последовательно запечатлеваются картинки на кадрах кинопленки. Однако, в силу ограниченных возможностей наших органов чувств, образ-событие может быть не полным и не соответствовать объективной реальности. В этом случае мы, в процессе познания, достраиваем в своем сознании логическую цепь мыслимых образов-событий так, как если бы они следовали в объективной реальности. При этом, установленная логическая последовательность образов-событий будет тем достоверней, насколько она соответствует последовательности событий объективной реальности.

Взаимосвязь образа-события и события бытия может быть осуществлена только посредством той мерности, которая доступна нашим чувственным ощущениям. Поэтому о том, насколько реально образ-событие отражает действительность, можно судить по пространственно-временной мерности в результате проведения эксперимента, коим является не только научный, но и вся наша повседневная действительность. Наиболее ярким подтверждением сказанного может служить наша ориентация в пространстве. Наверное, нет индивидуума, который, находясь в здравом состоянии, перестал бы доверять своим органам чувств при перемещении, например, по улице. Исключая для простоты рассуждения, воздействие силы земного притяжения, можно сказать, что основным критерием ориентации в окружающем мире для нашего индивидуума является пространственно-временная соразмерность. Все видимые невооруженным глазом предметы в первую очередь для нас представляют пространственную метрику, а во вторую очередь – временную. Именно временная метрика позволяет нам судить о собственном бытие в этом мире и бытие всех окружающих предметов.

Событие, как элемент бытия, является относительной сущностью, зависимой от временной соразмерности. Но в любом случае, событие имеет начало, некоторую продолжительность и окончание. В этом смысле, бытие также может восприниматься, как одно большое событие, имеющее начало, продолжительность и окончание. Тогда очевидно то обстоятельство, что привычная нам пространственно-временная метрика отсутствовала в самом начале бытия. Следовательно, началом бытия должно стать первоначальное событие, которое и является точкой отсчета для пространственно-временной метрики.

Мировоззрение, как и событие, также является относительным, так как зависит от расширения границ нашего познания природы вещей. В этом смысле, образ является критерием расширения познания. С этой точки зрения, познание бытия начинается сначала с формирования мыслимого образа первоначального события или первоначального образа-события, а затем, на основе этого, определяется логическая взаимосвязь последующих образов-событий. Именно, установленная взаимосвязь образов-событий, начиная от первоначального, и может стать основой для нового взгляда на природу вещей.
Элементарный объем: третий закон Ньютона и пространственная метрика

Сформировать в своем сознании первоначальный образ-событие, в котором присутствуют только пространство и время, крайне не просто. Поскольку ограниченность нашего образного восприятия как раз и заключается в том, что бесконечность протяженности пространства и течение времени очень сложно укладываются в воображении. Но еще сложнее представить отсутствие этих составляющих бытия. Даже если упростить задачу и попытаться создать образ возникающего пространства, исключив из этой картины образ времени, то и в этом случае будут трудности.

Допустим, что первоначальный образ-событие можно представить в виде некого сферического объема, возникающего как пространство. Тогда наружными границами этого объема будет неопределенность, в которой такое пространство отсутствует. Следовательно, чтобы эта неопределенность сменилась на пространственную границу, необходимо предположить, что по границе первоначального объема возникают другие, аналогичные объемы. Другими словами, метрикой возникающего пространства должны быть границы взаимодействующих пространственных объемов. Однако, чтобы понять какая взаимосвязь возникает между первоначальным и последующими событиями бытия, необходимо установить смысл пространственной метрики, как таковой. Не скрою, что задача оказалась не из легких, но ответ на нее я нашел в третьем законе Ньютона.

За известной со школьных времен трактовкой этого закона, о равенстве сил действия и противодействия, я обнаружил нечто иное, о чем ранее не приходилось задумываться. А речь идет о том, что само противодействие сил возникает только тогда, когда существуют источники энергии сил действия (противодействия) и среда, где это противодействие возникает.

Говоря об источнике энергии силы действия, то таковым, в основном, является тепловая энергия. Средою, где возникает противодействие сил, является основной конструктивный элемент тепловых машин - замкнутый объем, в котором расширяется нагретый газ. Стенки замкнутого объема и сам газ – это физические тела, коэффициент расширения которых под действием теплоты различен: газ расширяется быстрее, чем при тех же условиях расширяются стенки замкнутого объема. Таким образом, среда, где возникает система противодействующих сил под действием тепловой энергии, это взаимное расположение двух физических тел, при котором тело с большим коэффициентом теплового расширения находиться внутри тела с меньшим коэффициентом теплового расширения. А поскольку при расширении внутреннего тела, на наружное тело по всем точкам соприкосновения оказывается одинаковое усилие, то систему противодействующих сил можно рассматривать, как сферический объем, например, сферический сосуд, заполненный газом под давлением. В этом случае, возникает элементарная система противодействующих сил, которою на плоскости можно условно изобразить, как показано на Рис.1.


Рис.1.

По существу, любую систему противодействующих сил, будь то консольная нагрузка, возникающая, например, в струбцине, или иную другую можно при определенных допущениях свести к элементарной.

В элементарной системе противодействующих сил, показанной на Рис.1., силы действия и противодействия изображены согласно трактовки третьего закона Ньютона. Однако средою противодействующих сил является взаимное расположение двух физических тел: одно из которых внутреннее, стремящиеся к расширению, а другое наружное, стремящиеся к сжатию. В этом случае можно утверждать, что силам действия, исходящим из одной точки – центра сферы, противодействуют силы растяжения стенок сосуда, исходящие из множества точек, расположенных на этих стенках. Другими словами, силы противодействия пространственно ориентированны по отношению к силам действия как тангенциально и радиально расположенные. По существу, в этом утверждении нет ничего парадоксального и противоречащего третьему закону Ньютона, поскольку этот закон рассматривает формальное равенство сил. Однако физически, противодействующая сила, имеет иную природу, чем сила действия.

Говоря о природе противодействующих сил, образующих элементарную систему, мы должны иметь в виду, что сила - это, в первую очередь, проявление энергии и, во вторую очередь – относительное пространственное перемещение точек приложения этой силы. Исходя из этого элементарную систему противодействующих сил, показанную на Рис.1., можно изобразить подобно тому, как показано на Рис.2.




Рис.2.

На этом рисунке условно показаны:

Символ Э в круге – энергетическое начало сил;

Символ F - соответствующие силы:




Каталог: pubfiles
pubfiles -> Есть ли душа у человека и материальна ли она? Библия, Иов, 38 глава
pubfiles -> Во времена Джордано Бруно под «множественностью миров» иногда понимали
pubfiles -> Переформулировка квантовой механики Суть проблемы
pubfiles -> Эффекты распространения света на большие расстояния
pubfiles -> Феномен жизни
pubfiles -> Темная энергия, эфир, электромагнитное поле и физический вакуум как излишние сущности
pubfiles -> Теория единого поля
pubfiles -> Философские основы естествознания
pubfiles -> Время, взаимодействие объектов, пространство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница