Элчи Рейхан, Кондрицкая А. А., г. Одесса, Украина



Скачать 74.97 Kb.
Дата05.05.2018
Размер74.97 Kb.
ТипРешение

Элчи Рейхан, Кондрицкая А. А.,

г. Одесса, Украина

психологические особенности процесса адаптации иностранных студентов

Успешная подготовка иностранных студентов в высшей школе связана, прежде всего, с решением проблемы адаптации к новым условиям учебы и жизни. Актуальность этой проблемы определяется задачами дальнейшего совершенствования процесса обучения иностранных граждан в учебных заведениях.

Для успешного управления учебно-воспитательным процессом иностранных студентов необходимо учитывать, что с поступлением в ВУЗ они попадают в непривычную для них социальную, языковую и национальную среду, к которой им предстоит адаптироваться. Организация успешной адаптации способствует более быстрому включению их в студенческую среду, облегчает процесс обучения. Поэтому актуальной задачей является изучение психолого-педагогических аспектов адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу, разработка психологических рекомендаций, направленных на совершенствование их адаптации [2].

Понятие адаптации – одно из основных и в биологии, и в социологии, и в психологии. Это процесс, направленный на сохранение состояния стабильности организма, суть данного процесса – в приспособлении организма к условиям среды. Социальной адаптацией можно считать личностную адаптацию, т.е. адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям, привыкание индивида к новым условиям внешней среды [5].

Все эти этапы приспособления проходят и иностранные студенты, приезжая учиться в Украину. Для изучения адаптации выделяется три уровня: физиологический (сенсорная адаптация), психологический и социальный (социальная адаптация). Иностранному студенту необходимо привыкнуть к новым климатическим и бытовым условиям, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и т.д. Студенты приезжают из разных стран мира, то есть из разных климатических зон, являются представителями разных социумов с различными культурами, традициями, системами норм и ценностей. Кроме того, они, как и все люди, обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые также могут проявляться в адаптационном процессе. Именно поэтому необходима особая работа преподавателя по преодолению учащимися всех сложностей данного процесса (прежде всего это активная внеаудиторная работа, а также работа с каждым студентом в отдельности по решению индивидуальных проблем) [1, 3].

Все перечисленные виды адаптации, особенно на начальном этапе обучения, проявляются одновременно и являются серьезными препятствиями, как в познавательной, так и коммуникативной деятельности. Преодоление этих препятствий сопряжено с существенными затратами интеллектуальных, психических и физических сил студентов.

Проблемой адаптации занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анциферова, А.А. Бодалев, И.П. Волков, JI.C. Выготский, З.Ф. Есарева, Е.К. Завьялова, A.M. Зимичев, А.Г. Ковалёв, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницына, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Л. Марищук, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Ю.П. Платонов, А.А. Реан, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов, Е.И. Степанова, Г.В. Суходольский, Б.М. Теплов, В.П. Трусов, Ю.Л. Ханин, В.А. Ядов, В.А. Якунин и другие [1, 4, 5].

Особенность иностранных студентов как объекта исследования состоит в том, что, приезжая в другую страну, они вынуждены усваивать новые культурные образцы для успешного функционирования в качестве члена принимающего сообщества. Старые образцы и схемы поведения не всегда применимы в новой среде, поэтому требуются время и определенные усилия по преодолению барьеров и вхождение в новую социокультурную среду. Важно понять, как проходит процесс адаптации у иностранных студентов, с какими трудностями они сталкиваются [5].

Исследователи адаптации иностранных студентов, как правило, выделяют три группы адаптационных проблем: академические, т.е. связанные с учебным процессом; индивидуальные, связанные с особенностями личности; социокультурные, связанные с условиями новой социальной среды, которые интенсивно изучаются и успешно применяются в практике обучения иностранцев в ВУЗах. Однако практики недооценивают вопросы адаптации, связанные с физической активностью иностранных учащихся, так как именно здесь кроются резервы повышения эффективности процесса адаптации [2, 4].

Адаптивная физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил иностранных студентов, помогает справиться с проблемами социальной и индивидуально-психологической адаптации [3].

Для практического рассмотрения данной проблемы было спланировано психологическое исследование, которое проводилось на базе Южно-Украинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского. В нем принимало участие 20 турецких студентов.

Цель исследования заключалась в выявлении специфических особенностей адаптации иностранных студентов к украинской университетской действительности, а также в возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними, способствующих сокращению адаптационного периода и повышению уровня физической и умственной работоспособности.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебной, научно-исследовательской и общественной деятельностью обследуемых, процессом адаптации иностранных студентов; анкетирование, имевшее целью выяснение психологических трудностей иностранных студентов в процессе общения. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики, что обеспечило необходимую надежность и достоверность результатов и выводов проведенного исследования.

В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство студентов в первое время пребывания в Украине столкнулись с проблемой непонимания языка, незнания его. 67% опрошенных сообщили, что это была основная проблема. Примерно 7% опрошенных выделили проблему транспорта, передвижения по городу, от общежития до ВУЗа, другие 7% ответили, что не имели проблем.

Для того, чтобы определить насколько продуктивно идет процесс адаптации и инкультурации, необходимо было выявить, взаимодействуют ли иностранные студенты с украинской культурой, просматривают ли украинское телевидение, зарегистрированы ли они в социальных сетях в интернете. По результатам опроса 53% иностранных студентов просматривает украинское телевидение, примерно 73% опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. 60% иностранных студентов утверждают, что у них много украинских друзей.

В результате проведенного наблюдения была выявлена типичная особенность турецких студентов - экстровертированная направленность личности, достаточно высокий уровень потребности в общении, у студентов мужского пола зафиксировано акцентированное внимание на своей внешности.

Также были определены такие показатели: большинству иностранных студентов понравились украинская культура (58%), русский (украинский) язык (50%), Одесса (25%), университет (68%) и украинские девушки (87%). Практически в одинаковой степени (по 25%) иностранные студенты ценят независимость и свободу, которую они получили, приехав учиться в Украину. Наибольшие проблемы с общей адаптацией также испытывают иностранные студенты следующего характера: им сложнее привыкать к погоде (68% среди всех иностранных студентов), другому образу жизни (37%), необходимости изучения русского языка для общения (42%), условиям проживания в общежитии (45%), отсутствию родственников (47%).

Абсолютно все исследуемые иностранные студенты (100%) отметили наличие земляков среди студентов университета и городе, в котором они находятся. Этот фактор благоприятно сказывается на процессе адаптпции.

По мнению иностранных студентов, владение русским языком не является доминирующим фактором успешной адаптации - на первом месте стоит наличие хороших друзей и знакомых (46%), а владение русским языком (29%) имеет такое же значение, как материальная обеспеченность (25%).

Таким образом, абсолютное большинство иностранных студентов по приезде в Украину сталкивается со множеством трудностей как физиологического (привыкание к климату, кухне), так и социально-психологического характера (приспособление к бытовым условиям, нормам поведения и требованиям учебной деятельности).

Специфика адаптации иностранных студентов определяется их национально-этническими, социокультурными и психологическими особенностями, а также зависит от типа общей и профессиональной направленности, уровня развития познавательных процессов и организации учебно-воспитательного процесса.

Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу ВУЗа обусловлена их включением в новую социокультурную, языковую и учебную среду, связана с установлением и развитием формальных и неформальных отношений с преподавателями и друг с другом, с украинскими студентами, зависит также от учебной информации.

Педагогическое общение является обязательным условием социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу ВУЗа.

В процессе социально-психологической адаптации иностранные студенты в Украине сталкиваются с существенными трудностями, такими как русский язык, передвижение, питание, отсутствие близких, климатические условия, все эти факторы создают трудности.

В процессе общения с иностранными студентами необходимо учитывать их личностные особенности. Общение преподавателей с иностранными студентами следует строить на основе психолого-педагогической поддержки.

Для повышения процесса адаптации англоязычных иностранных студентов необходимо широко использовать методы адаптивной физической культуры как средства повышения эффективности процесса общей адаптации. Адаптивная физическая активность является мощным средством восстановления психических и физических сил студентов, помогает справиться с проблемами социальной и индивидуально-психологической адаптации.



Литература

  1. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов / Д.Г. Арсеньев, М.А. Иванова, А.В. Зинковский. – СПб, 2003. – 160 с.

  2. Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям / Е.В. Витенберг. – СПб., 1995.

  3. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе. – СПб., 1993.

  4. Маслоу Абрахам. Мотивация и личность: пер. с англ. – М. ; СПб., 2010.

  5. Щуревич Г.А. Адаптация молодежи к высшей школе / Г.А. Щуревич, А.В. Зинковский, Н.И. Пономарев. – СПб., 1994.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
2016 -> Особенности демографических процессов в современном обществе в контексте социального воспроизводства населения
2016 -> Программа вступительного испытания в аспирантуру по курсу «Философия» Донецк-2015 программа
2016 -> Методические указания по изучению курса Для студентов заочного факультета
2016 -> Закон республики таджикистан "о молодежи и государственной молодежной политике"
2016 -> Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
2016 -> Библиопанорама
2016 -> Объяснительная записка


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница