Экзистенциальное видение вещей по произведению Сартра "Тошнота"



Скачать 138.68 Kb.
страница1/2
Дата12.06.2018
Размер138.68 Kb.
  1   2

Экзистенциальное видение вещей

По произведению «Тошнота» Ж.-П. Сартра

Буркин Антон, 9 класс

2008 год


Целью моей работы было понять, что такое экзистенциальное видение вещей и в чем заключаются его особенности.

Прежде всего, несколько слов об экзистенциализме.



  • Экзистенциализм (от лат. existentia – существование), философия существования – направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (от лат. essentia, т.е. сущность). Если судьба вещей и животных предопределена, т.е. они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования.

  • Экзистенциализм утвердился в Европе в период между двумя мировыми войнами, оставаясь до конца 60-х годов своего рода модой. Потеря европейскими народами свободы и эпохальный кризис проявились в торжестве тоталитарных режимов, распространившихся от Атлантики до Урала, от Сицилии до Балтики.

  • Как же определяется понятие экзистенции? Экзистенция указывает на конечность существования, она есть возможность, возможность быть. Экзистенция – это не сущность, не что-то, данное от природы, предопределенное и неизменное. В отличие от растений и животных, человек есть то, чем он решил быть.

  • Более близкий корень экзистенциализма – феноменология (направление в философии XX века, которое началось с тезиса основателя этого направления Эдмунда Гуссерля “Назад, к самим вещам!”). Отношения человека с миром вещей и социумом должны быть скрупулезно описаны так, как они проявляются в разных сферах опыта.

  • Различают экзистенциализм религиозный – к нему относятся Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер – и атеистический (Сартр, Хайдеггер, Камю).

  • Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, т.к. сразу обладают эссенцией. Человек же постигает свою эссенцию в течение всей жизни и несет ответственность за каждое совершенное им действие, не может объяснять свои ошибки “обстоятельствами”. Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя “проект”. В конечном итоге идеальная свобода человека – это свобода личности от общества.

Теперь – кратко о биографии Сартра. Жан-Поль Сартр родился в начале XX века, его отец умер, когда ему не исполнилось и года, поэтому в детстве Сартр жил с матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка – протестант, и за столом каждый из них посмеивался над религией другого. Из этого ребенок сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят, это и определило его атеистическую точку зрения в литературе. Философ провел некоторое время в концлагере для военнопленных – что также повлияло на его философскую точку зрения. Также он был выдающимся психологом – ему принадлежит фундаментальный труд по психологии «Очерк теории эмоций». Сартр занимал в жизни активную позицию. Он уделял много внимания критике социальных институтов. По его мнению, любое социальное установление – это всегда посягательство на человека, любой институт несет в себе косность и подавление. Даже когда в 1964 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе за “богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время”, Сартр от нее отказался, сославшись на то, что он “не желает, чтобы его превращали в общественный институт”, и опасаясь, что статус нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности. Умер Жан-Поль Сартр 15 апреля 1980 года.

Расскажем подробнее об экзистенциализме в понимании Сартра. Следующие принципы основаны на его статье «Экзистенциализм – это гуманизм», и приводимые мною цитаты будут взяты из нее.



  • Экзистенциализм – это учение, которое делает возможной человеческую жизнь. Нет более оптимистичного учения, “поскольку судьба человека полагается в нем самом”. Сартр говорит в своей статье: “Трус делает себя трусом, и герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность больше не быть трусом, а для героя о – перестать быть героем”

  • Основной принцип экзистенциализма – существование предшествует сущности. Сартр пишет: “Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож является предметом, который, с одной стороны, производится определенным способом, а с другой о – приносит определенную пользу. Невозможно представить себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен. Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить, предшествует его существованию. Когда мы представляем себе бога-творца, то этот бог по большей части уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка. Таким образом, понятие «человек» в божественном разуме аналогично понятию «нож» в разуме ремесленника <…> Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам”

  • Свобода – одно из важнейших понятий в экзистенциализме. Цитата из статьи Сартра: “Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это о – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне <…> Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает”. Здесь мы видим, что понятие свободы тесно связано с ответственностью человека: как мы уже говорили, существование предшествует сущности, а, значит, человек ответственен за то, что он есть, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Чувство ответственности вызывает тревогу. Как это описывает Сартр: “Экзистенциалист охотно заявит, что человек о – это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Правда, многие не ведают никакой тревоги, но мы считаем, что эти люди прячут это чувство, бегут от него. Тревога есть, даже если ее скрывают”. Принимая решение, человек не может не испытывать тревоги, а принимает решение он в каждый момент жизни.

  • Время в экзистенциализме измеряется не количеством, а качеством пережитого. Например, герой Сартра не сможет, если его об этом попросят, с точностью и с уверенностью рассказать о том, что было вчера, два дня назад, в отличие от других, цитата: “Эти парни меня восхищают: прихлебывая свой кофе, они рассказывают друг другу истории, четкие и правдоподобные. Спросите их, что они делали вчера, – они ничуть не смутятся, в двух словах они вам все объяснят. Я бы на их месте начал мямлить”.

  • Сартр пишет, что у человека достоинств больше, чем у предмета. Экзистенциализм – единственная теория, которая не делает из человека объект, не рассматривает его как предмет, т.е. как совокупность определенных реакций, нечем не отличающуюся от совокупности тех качеств и явлений, которые образуют предметы.

Теперь перейдем к «Тошноте» – произведению, в центре которого находятся отношения с предметами. Оно написано в форме дневника Антуана Рокантена, обосновавшегося в Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвященные маркизу де Рольбону. Эпиграф как нельзя лучше определяет характер главного героя:

Это человек, не имеющий




Каталог: conference
conference -> Сознание. Метафизические и рефлексивные теории Основная идея, относительно условий трансцендентального опыта состоит в том, что, если рефлексия существует, то возможно отрефлексировать все
conference -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
conference -> Программа IV конгресса этнографов и антропологов россии нальчик, 20-23 сентября 2001
conference -> Социология семьи
conference -> «Библиотека-центр толерантности: опыт социального партнерства по краеведению»
conference -> Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и
conference -> Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации
conference -> Интернет- феномен культуры
conference -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница