Экзаменационные вопросы по курсу "Современная философия и методология науки"



страница1/42
Дата27.04.2018
Размер2.62 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42

Экзаменационные вопросы по курсу

“Современная философия и методология науки”.




  1. Философия, ее предмет и функции.

  2. Специфика философской деятельности и социального института философии.

  3. Взаимоотношение философии и науки в истории культуры.

  4. Современная эпоха, социокультурная характеристика.

  5. Отличие “классической философии” (новоевропейский период) от “нео-” и “постклассической философии” (современный период).

  6. Традиция английского эмпиризма: основные идеи и метод познания.

  7. Традиция новоевропейского рационализма: идеи и методы.

  8. Классическая немецкая философия. Проблемы науки.

  9. Рационализм и иррационализм. Сайентизм и антисаентизм в современной философии.

  10. Классический позитивизм, основные принципы.

  11. Неопозитивизм: программа логики и методологии науки.

  12. Экзистенциализм: проблема человека и взгляд на научное познание.

  13. Марксизм: диалектика и отчуждение.

  14. Методология – “учение о методе”.

  15. Природа и источник метода.

  16. Методология “линии Демокрита”.

  17. Методология “линии Платона“.

  18. Особенности естественнонаучного познания.

  19. Особенности гуманитарного познания.

  20. Дифференциация и интеграция научного знания.

Экзаменационные вопросы по курсу

“Современная философия и методология науки”.


  1. Философия, ее предмет и функции.




  1. Специфика философской деятельности и социального института философии.

(Обозначить умозрительность, или по-современному отвлеченные теоретические познания (обосновать почему), социальный институт философии – образование, объяснить, почему именно образование).




  1. Взаимоотношение философии и науки в истории культуры

(В современной культуре замалчивается о реальном историческом факте, что первоначально все науки возникли внутри философии и вплоть до середины 19 века были разделами философии, не просто обозначить, а раcсказать, что было и как).




  1. Современная эпоха, социокультурная характеристика.

Философия появляется приблизительно в одно и то же время в трех регионах независимо: в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии. В Древней Греции философия появляется на рубеже 7-6 века до н. э.





  • Философии 2600-2700 лет.

Существование философии не только продолжительно, но и содержательно за период ее существования накопленный ей объем огромен.




  • Исторически все науки возникли внутри философии и вплоть до середины 19 века (большую часть своего существования в культуре) были разделами философии.

……………………………………………………………………………………………………….

Аргумент, который это наглядно демонстрирует, – название работы Исаака Ньютона, в которой он изложил свою так называемую классическую механику Ньютона “Математические начала натуральной философии”.

……………………………………………………………………………………………………….
Поскольку наук очень много и их объем велик, если его умножить на 3000 лет, мыполучим все то колоссальное содержание, которое было внутри философии, поэтому сложно грамотно обобщить его и дать общее и правильное определение философии. Отсюда вытекает важное теоретическое следствие: наиболее фундаментальные принципы любых наук до сих пор находятся внутри философии, поэтому является нелепым вопрос о том, является философия наукой или нет. С исторической точки зрения сам этот вопрос некорректен, поскольку все науки были внутри философии, то получается, что по некоторой составной части философии мы должны оценивать саму философию. Эта логика нелепа: по части оценивается целое, хотя на самом деле оценивать нужно наоборот: по целому часть.

……………………………………………………………………………………………………….

Мудрость в полном смысле для человека состоит в том, что он умеет правильно самые общие положения связывать с какими-то частными вещами, но не наоборот. А дурак это тот, кто не умеет связать общее и части, не часть и общее, а наоборот через общее определить часть.” – оценка характеристики мудрости Иммануила Канта.

……………………………………………………………………………………………………….

Таким образом, каждая наука – это строго определенная традиция философии, но не любая философия – это наука.



Содержательно правильно философию не определить.
Во-первых из-за того, что в современной культуре наука лидирует по сравнению с другими элементами культуры: с религией, искусством и философией, с позиции своего лидерства наука в современном мире историю культуры переписывает под себя. Отсюда и эта оценка – сознательное замалчивание. Если это все время вспоминать, нужно постоянно отдавать дань философии, что не понятно для чего нужно.
Второй момент заключается в сложности философии – большая временная дистанция существования исторически философии в культуре и все науки, входившие в нее до середины 19 века насаждают содержательно огромный объем философии. И если идти через содержание, часто на фоне любого конкретного индивидуального человека как профессионального философа огромность материала превращается в дурную бесконечность. В действительности она не бесконечна, но для возможностей одного, даже самого гениального человека фактически это та бесконечность, которую физически он не в состоянии охватить. В определении философии идти через содержание – это тупик, отсюда будет вытекать доминирующая в современном мире даже среди профессиональных философов формула, что “сколько философов, столько и философий”, в которой нарушена элементарная логика: если столько, сколько философов, столько и философий, тогда как можно их объединять под одним общим названием философы?!

Например в европейской традиции за 3000 лет было несколько тысяч философов, и столько же было и философий. И даже отдельный человек как личность, а значит как философ имеет свой путь творческого развития, и в этом смысле у одного и того же философа может быть даже не одна философия, а несколько.

Помимо содержания, есть еще форма, которая всегда по отношению к содержанию гораздо более компактна, всегда меньше.
Философия не существует сама по себе в действительности, она является элементом человеческой культуры. Культура тоже не самостоятельна, она сама по себе не существует в действительности, она существует только как реальная функция общественной жизни. У любого, тем более значимого элемента культуры есть формальные социальные институты. Социальный институт ретранслирующий элемент культуры обеспечивает гораздо большее влияние на общество, чем просто существующий элемент культуры вне социального института, в его отсутствие не в глобальном масштабе конечно, а в конкретном регионе, в конкретный исторический момент времени.
Содержательно обычно определяют философию как науку о наиболее общих законах или положениях о мире, о человеке и о месте человека в мире. (через мировоззрение, целостный взгляд на мир), но это сводится к славной научной традиции узнавать больше и больше о меньшем и меньшем, пока мы не узнаем все ни о чем.

Социальный институт существования философии в культуре – образование. В критические моменты философия попадала в какие-то другие социальные институты, но это было временное убежище.


Разберемся с образованием как социальным институтом философии на примере университета. Исторически в Европе первые университеты возникали на рубеже 12-13 вв. Классическая структура европейского университета – в среднем 4 факультета вплоть до середины 19 века (по времени освоения и учебы на этом факультете) они делились на низший и высший факультеты:

  • Низший факультет (в нашем понимании – базовый факультет)

Все, кто поступал в европейский университет (Московский Университет здесь не являлся исключением) сначала должны были отучиться на этом факультете и после его окончания имели юридическое право специализироваться на трех высших факультетах. Это философский факультет.




  • 3 Высших факультета:

    • Юридический,

    • Медицинский,

    • Теологический (богословский).

……………………………………………………………………………………………………….

В МГУ не было теологического факультета. Дело в том, что Петр I провел реформу в религии: патриаршество (которое будет восстановлено в 18 году) было ликвидировано, вместо него был организован Священный Синод и в России религиозное образование имело свою структуру: духовные академии и духовные семинарии. Светская система образования – университетская и гимназическая в первую очередь. Соответственно также, как в Европе, в России теологический факультет был не нужен, поскольку есть специальные структуры. Единственным исключением является Дерптский или по-современному Тартуский университет (старейшее учебное заведение в Тарту, Эстония), который возник до присоединения этой территории к России, и в нем уже был католический университет с теологическим факультетом. При присоеденинии не стали изменять, поскольку по отношению к западной территории была мягкая политика, поскольку там были более культурные и образованные люди.

……………………………………………………………………………………………………....

По статистике 75% закончивших низший философский факультет дальше не учились и только 25% века специализировались на одном из 3х высших факультетах.

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////Забегая вперед, длительность исторических периодов в Европе во время существования философии следующая:


  • Античность (если в европейской традиции, например если брать Грецию – более 1500 лет)

  • Средние века – 1000 – летие.

  • Новоевропейский период – 300-400 лет.

  • Современная эпоха – последние 150 лет.

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

До середины 19 века философия и наука не были одним и тем же. После отделения частных наук возникает вопрос, останется ли что-либо в философии. В определенный момент процесс отделения остановился и что-то внутри философии осталось, поэтому абсолютного тождества между наукой и философией первоначльно существовать не могло.


Было в культуре ошибочное суждение и о том, что после отделения частных наук от философии, от нее ничего не останется.

………………………………………………………………………………………………………Немецкий философ конца 19-начала 20 века Виндельбанд в начале 20 века прочел курс лекций, подводя итоги развития философии за 100 лет 19 века, в которых существовал следующий образ: философия как король Лир раздал территории своим дочерям, раздала содержательность частным наукам и осталась ни с чем.

………………………………………………………………………………………………………Но потом оказалось, что этот процесс вдруг резко остановился и у философии осталось то, что не отошло к частным наукам, Сама философия – в то время, когда внутри нее находились все науки, – это нечто большее, чем формальная сумма всех наук.

В культуре есть один элемент, который больше по объему и по времени и по объему – мифология.


Нецелесообразно начинать определение философии именно с содержания, хотя оно конечно будет присутствовать.
В современной культуре не совсем очевидно, что социальным институтом философии в культуре является образование, поскольку кажется, что в современности образование выступает больше всего социальным институтом для частных наук, но на самом деле это не так, поскольку социальный институт созданный самими науками для существования их в культуре – это Национальная Академия Наук.
Внутри философии есть деление ее на дисциплины, некоторые разделы: их несколько десятков. Опять же легче ее оценивать количественно, а не через содержание.Между разделами есть субординация: какие-то из них более важны, какие-то менее. И если начинать с формальной стороны, то таким образом сократится и содержание.

……………………………………………………………………………………………………….


Гегель на своих лекциях по Истории Философии во Введении, обосновывая сложность изложения совершенным образом истории философии, он сравнивает тех, кто выражает позицию о том, что сколько философов, столько и философий. Образно он говорил о них так: ”Они похожи на больного человека, которому врач советует для скорейшего выздоровления есть побольше фруктов, а эти пациенты, следуя педантическому предписанию врача когда им приносят яблоки, груши и виноград говорят, что это не фрукты вообще, принесите мне фрукты вообще, как прописал доктор, тогда я их приму.

Люди не могут между собой связать наиболее общее свойство с его частным конкретным проявлением: они замечают только общее или только частное, но не то, как они между собой связаны. Поскольку эта способность познавательная и концентрируется в голове, то Гегель таким образом под ”больными” подразумевает больных на голову. То есть те, кто поддерживаю эту позицию о том, что сколько философов, столько философий – просто дураки и больные на голову люди.

……………………………………………………………………………………………………….

Философия – все-таки гуманитарная дисциплина.


У нас принято разделать науки на гуманитарные и естественные, но есть и ряд других, например математика или военные науки. “Humanus” дословно переводится как человек, поэтому гуманитарные науки – это науки о человеке. Естество – это “природа”, поэтому естественные науки – это науки о природе.


В естествознании связь исследователя с предметом отсутствует: от самого исследователя не зависит исследуемый предмет: человек наблюдает за звездным небом с момента возникновения и до наших дней, и от самих наблюдений за звездным небом оно не стало другим от этого как реальность, хоть и наше знание о нем меняется. В гуманитарных же дисциплинах все по-другому: исследователь напрямую влияет на предмет своего исследования: исследователь-человек наблюдает за человеком и сам является частью того, что он исследует. В естествознании, которое связано с природой, человек тоже является частью природы, но если сравнить весь потенциальный космос, считаемый бесконечным, то на его фоне не просто отдельный человек, а даже все человечество представляется ничтожным. В то же время в гуманитарных дисциплинах эта связь человека с тем, что он исследует гораздо больше.

Таким образом, как только исследователь в какой-то сфере заканчивает свое исследование, сам предмет его исследования меняется, и, хоть количественно оно может быть и небольшим, принципиально качественное явление: догнать изменившийся после исследования предмет, нужно опять начинать исследование заново, но как только мы его закончим, предмет снова стал другим. Поэтому естественные науки более точные, а гуманитарные неточные, а для гуманитарной сферы очень важна история собственного предмета.

………………………………………………………………………………………………………Например на гуманитарных факультетах МГУ не бывает такого, что история предмета не длится менее двухгодичного курса, а на философском факультете изучают Историю Философии с 1 по 5 курс. Тем более на истфаке… В тоже время на естественных факультетах не больше 1,5 лет, а в лучшем случае семеcтровый курс. И в нее могут воткнуть методику преподавания.

………………………………………………………………………………………………………В этом ключе сущностью гуманитарного знания является историзм и, если его нет, то и гуманитарного знания как такого нет.

………………………………………………………………………………………………………Поэтому у нас на бакалавриате курс был Истории философии.

………………………………………………………………………………………………………Но в философии были не только естественные науки, но и все гуманитарные, поэтому философия в этом смысле целостна и более фундаментальна и по времени и по содержанию, поэтому этот историзм для нее максимально важен. При отделении частных наук эта тенденция была настолько бурной и массовой, что уже считалось, что остальные науки также выйдут из философии и к концу 19 века появилась окончательная характеристика того, что философии больше нет и в культуре осталась только история философии. Эта тенденция оборвалась и то, что процесс отделения остановился и оставшееся внутри философии почему-то не отделилось.




Отличия современной эпохи:


  • Отделение частных наук от философии

  • В современной системе образования в обязательном порядке логику не изучают. До начала 20 века начиная с античности все изучали логику: и гуманитарии, и естественники, и математики, поэтому все исследователи руководствовались далее одной и той же логикой в своей деятельности.

……………………………………………………………………………………………………….
Пример из математики:
На рубеже 19 и 20 веков в кризисе оснований математики, в которой победила точка зрения, что математика является самой точной наукой так как в ее основании лежит логика, так называемый логицизм. В современной математике лидирует правда теоретико-множественный подход, но тогда он был в абсолютно лидирующих позициях.

….……………………………………………………………………………………………………


В европейской традиции культуры философия появляется на рубеже 7-6 века до н. э. 2600-2700 лет философии. Хотя точно, если подходить профессионально, с кого вести отсчет сказать не так просто, для упрощения отсчет философии принято начинать с Фалеса, или, что более широко, c Милецкой школы.



С этих школ можно вести отсчет философии.
Философия исторически в культуре появляется только в период письменной культуры. В дописьменной культуре философии нет, поэтому остатком философской деятельности в культуре обязательно должен быть письменный текст. Исключение представляет собой Сократ, который сознательно ничего не писал. Но это исключение подтверждает правило: ведь мы знаем его позицию по текстам его учеников, в первую очередь Платона, но также и других. Отсюда и исходит эта сложность – определить, c кого начинать философию.

……………………………………………………………………………………………………….

Многие тексты писались на таких носителях, которые для продолжительного времени хранения были неустойчивы (папирус, пергамент и только потом бумага, их практически не выбивали в камне, на металле. Там выбивались священные религиозные тексты, тем более, что средние философы пишут тексты очень длинно), поэтому наводнения, пожары и землетрясения, войны не способствовали тому, чтобы до нас дошли первые философские тексты.

……………………………………………………………………………………………………….


Таким образом мы определили три основные формальные стороны философии:

  • Социальным институтом философии является образование

  • За всю историю внутри философии несколько десятков наук

  • Философия в культуре появляется исторически только в период письменности и остатком философской деятельности является текст.

В момент возникновения предмета вместе с ним появляется и сущность этого предмета.


Определение – логическая процедура раскрывающая содержание понятия. Понятие – форма мысли, отражающая существенные признаки предмета, или по-простому его сущность.

Для определения философии мы должны выявить ее сущность. В момент появления предмета и его сущности, в начале существования эта сущность представлена почти в чистом виде, в ней нет затемняющих элементов, последующего наслоения в ходе развития и существования самого предмета. В момент появления предмета его сущность не абсолютна, но в большинстве случаев это оправдано. В то же время максимальное развитие сущность достигает в момент максимального развития предмета. С этой позиции в начальный момент при появлении предмета сущность не достигла своего абсолютного совершенства. Но все-таки в момент появления предмета сущность практически в чистом виде.
В любой человеческой деятельности, в любой науке есть в какой-то момент есть спады и подъемы. Мы рассмотрим периоды наиболее максимального развития – пики в истории философии в европейской культуре. Их всего два. Все остальное это спады и обращать внимания на них не нужно, поскольку сущности во время них существуют не в самом развитом состоянии. Поэтому нам нужно начало и эти два пиковых исторических момента максимального совершенного состояния философии и по ним как раз и можно понять отталкиваясь от формы, через форму в эти моменты сузить содержание и зафиксировать содержание обоснованно или объективно.

……………………………………………………………………………………………………….


”Ничего из ничего не происходит” - Мелисс, Эйлейская школа.

………………………………………………………………………………………………………До возникновения философии в культуре была мифология, причем в единственном состоянии. После мифологии наряду с философией появляются и другие элементы, такие как религия, искусство, наука и т. д., но до философии в культуре была только одна форма общественного сознания или мировоззрения – мифология.


Философия оказалась фактически второй формой общественного сознания.

Один внешний признак мифологии – антропофизация природы, то есть “anthropos”- “человек” и “зация” – это наделение человеческими чертами природных предметов. Какую бы форму мифологии мы не взяли за достаточно долгий период ее существования практически с возникновения человечества и до наших дней. Считается с естественно-научной точки зрения, усредненно человек начал выходить из живой природы (от обезьяны, только самое начало процесса выделения из живой природы) 1-1,5 миллиона лет до н.э., а окончательно человек современного типа Homo sapiens сформировался 50 тысяч лет назад. В момент появления человека современного типа сразу же появляется мифология. Философия появляется на рубеже 6-7 века до н.э. Мифология в единственном числе существовала не просто большую часть времени существования человечества, а подавляющую (47 тыс. лет). Но даже когда возникнут другие формы общественного сознания, мифология не исчезнет. Другие элементы общественного сознания брали что-то как строительные кирпичики от мифологии и ее таким образом немного урезали. То, что осталось от мифологии у нас – это так называемое “обыденное сознание”, то есть то, что у нас на бытовом уровне, на уровне кухни и приусадебного участка.


В древности одна из форм антропофизации – это тотемизм (поклонение животным) //на самом деле он гонит, поклонение животным – лишь наиболее частое проявление тотемизма, это понятие включает в себя тотем (то есть предмет культа в тотемизме как в социально религиозной системе), который является классом объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы, а иногда и индивид оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют.// Без мифологии человек существовать не может, есть что-то внутри нее настолько важное для практического существования человечества, без чего человечество до сих пор не существует.
Сегодня в культуре мы привыкли считать, что история развивается исключительно линейно и прогрессивно. Допустим, что эта точка зрения верна. Тогда в отношении мифологии получается, что с позиции линейного прогресса мифология возникла в момент наименьшего совершенного состояния общества, человечества и т.д. а значит, она является самой простой и примитивной формой общественного сознания. Соединяя это с тем, что в мифологии есть что-то настолько ценное, без чего человечество существовать не может, получаем то, чему должна отвечать сущность мифа. Сущность как бы скрыта от непосредственного наблюдения, фиксации, знания о ней, но с другой стороны сущность должна как-то проявляться внешне. То есть то, что проявляется внешне должно что-то от нее содержать. Поскольку внешняя характеристика мифа – это антропофизация природы, которая проявляется в двух неразрывно связанных моментах: знаниях о человеке и природе, на которую переносятся человеческие черты. Сущность мифа из этих двух знаний – это знание о человеке, схема действий с тем или иным предметом определенным образом для получения желаемого конечного эффективного результат. Эта сущность мифа соответствует названным характеристикам (инструкция по примению проста и примитивна: точно проще, чем сам предмет). Выражаясь научным языком, сущность мифа – рациональные схемы жизнедеятельности людей с тем или иным предметом, которые приводят к строго определенному эффективному конечному результату. Возникает вопрос, почему эти инструкции не были в чистом виде, а кроме них в мифологии присутствовала антропофизация природы, затемняющая главное.
3000 лет назад мифология перестала удовлетворять практическим потребностям человека и в результате этого потребовалось создать другую форму общественного сознания. По отношению к отдельному человеку, к его внутреннему миру, его содержание есть содержание мифа: знание о природе и знание о человеке. Главное из этого: о человеке и еще более узко – эти инструкции по применению. Все это работает, когда не меняются сильно условия существования людей, не меняются схемы и руководства к действию с любыми предметами. Если изменения незначительны, у человека не происходит ничего страшного. Если резко, за короткий срок, который можно определить как жизнь отдельного человека, резко поменялись условия существования людей, значит схемы действия необходимо переписать. То есть внутреннее содержание отдельного человека нужно изменить: но этому есть предел, в действительности законом существования человека является следующее: как в детстве и юности человек сформировался как определенная личность, так другой личностью он уже никогда не станет. Если в какой-то момент человек становится другой личностью, а переходом для этого становится раздвоение личности, то если ему не помогать, он погибает. Мифология таким образом эффективна, пока нет кардинальных изменений в условиях жизни людей.

На рубеже 6-7 века в трех частях света: в Европе, Индии и Китае резко изменились на протяжении одного поколения условия жизни и в этой ситуации миф стал неэффективен и стал самоуничтожать людей.

Отсюда и возникла потребность в возникновении другой отличной от мифологии форме сознания – философии.

Максимальна функция философии в культуре в человеческой жизни проявляется тогда, когда происходят кардинальные изменения существования людей.


Два пика максимального подъема в истории европейской философии: классическая античная философия приходится на важный переход, фактически общественный кризис: переход от примитивной рабовладельческой организации общества к более совершенной: от полиса к империи, 2 пик – новоевропейский период, череда буржуазных революций, снова происходит общественный кризис: старые схемы жизни не соответствуют действительности, нужно их менять и как раз для того, чтобы технически перейти к новым схемам жизни нужна философия. В промежутки между критическими состояниями общества мифология справляется. Да и не только в жизни общества но и в любой человеческой деятельности, в том числе и научной.

В работе Томаса Куна “Структура научных революций” выделяется два периода: стабильное состояние науки и революции. В стабильном состоянии науки хватает опять таки известных “методик”, можно сказать “научной мифологии”.


3 лекция

……………………………………………………………………………………………………….


Основная сущность мифа в современной культуре, обыденной жизни – инструкции по применению. (Действия, которые приводят к нужному результату)

Вторая сущность мифологии, которая ограничивает эффективное использование мифа, – когда миф был единственной формой человеческого сознания, содержание внутреннего мира человека это и есть содержание мифа. Если резко меняется жизнь людей, то нужно резко инструкции переписать, а если их переписать, это значит – все содержание внутреннего мира каждого человека тоже нужно сделать другим. Значит нужно стать другой личностью. А для человека это невозможно.

Эти же ограничения распространяются и на философию: она не могла в содержательном плане принести чего-то нового, того что не было прежде в мифологии.

Первые философы, изменили форму мифа. Раньше главным в форме мифа являлась антропофизация природы, содержательные составляющие – знание о природе и знание о человеке, находящиеся в мифи в нерасторжимом единстве, и, если это можно даже задним числом разделить, то это не миф. В этих двух составляющих самое главное, что идет со стороны человека – инструкции по применению. Понятно, что вторая половина о природе в определенный момент мешает.

Что самое простое, не затрагивая содержания, можно сделать?

В человеческой истории в различных областях деятельности самый простой способ повысить эффективность деятельности – разделение труда. Разделить процесс на простые, составные его части. Сначала сосредоточиться на одном, затем на другом.

Первые философы не содержание поменяли, поменяли форму: они разбивают антропофизацию, теперь как бы отдельно человек, и отдельно природа.

Разделить мало, естественно сразу при этом разделении одновременно двумя вещами заниматься не очень хорошо. Все первые философы делились на «досократиков» и «после Сократа». Досократики были физики, а физика – наука о природе. Все первые философы из предмета антропофизации природы первоначально сосредотачиваются на природе. А с Аристотеля, иногда это определяют как революцию в философии, на первое место выходит уже не природа, а человек. И после этой революции и до наших дней, подлинный предмет изучения – человек. Точно также как с инструкциями по применению здесь не все в человеке, а определенные вещи.

Полностью поменять содержание, означает поменять полностью внутренний мир каждого из людей. Почему после появления философии это перестает работать?

Ъ/ЭХз


Когда есть как минимум 2 формы общественного сознания, мифология и параллельно философия, которая разделила целостность прежнего мифа на 2 части, происходит следующее: с детства люди воспитываются на мифологии, а когда мифология реально не работает, можно переключиться на философию. В стандартных условиях мифология абсолютно эффективна, вплоть до наших дней, в том числе и в любых науках: в критической ситуации переходим на философию.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница