Экзаменационные вопросы по философии для студентов 3 курса фармацевтического факультета (заочное отделение) Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости». Мудрость и знание



Скачать 70.89 Kb.
Дата12.05.2018
Размер70.89 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

Кафедра социально-гуманитарных наук


Экзаменационные вопросы по философии для студентов 3 курса фармацевтического факультета (заочное отделение)


  1. Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости». Мудрость и знание.

  2. Место и роль философии в системе культуры. Значение философии в жизни человека и общества.

  3. Структура и основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, теоретико-познавательная, аксиологическая.

  4. Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.

  5. Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решение (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.

  6. Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций. Философия и методология. Познание и нравственность.

  7. Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.

  8. Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.

  9. Зрелая классика. Антропоцентризм. Софисты (Протагор), Сократ, Платон и Аристотель (основные идеи и учения).

  10. Гиппократ и зарождение научной медицины. Гиппократова модель врачебной этики и принцип «не навреди». К. Гален и синтез научной медицины.

  11. Особенности и истоки средневековой философии. Теоцентризм. Библейские идеи философского значения. Патристика и схоластика (Августин, Ф. Аквинский).

  12. Возрождение как синтез античности и средневековья. Антропоцентризм и гуманизм. Проблема свободы личности (Данте, Ф. Петрарка, П. делла Мирандола, М. Монтень, Э. Роттердамский).

  13. Специфика медицины эпохи Возрождения. Философия, медицина и врачебная этика Парацельса. Принцип «делай добро».

  14. Научная революция и философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза).

  15. Философские идеи эпохи Просвещения. Правовой идеал Просвещения. Коллизия частного интереса и общей справедливости. Просветительская трактовка человека (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро).

  16. Немецкая классическая философия: от И. Канта, Г. Гегеля до Л. Фейербаха.

  17. Особенности становления русской философии. Славянофилы (А.С. Хомяков) и западники (П.Я. Чаадаев).

  18. Религиозно-философские концепции В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева.

  19. Философия русского космизма: Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

  20. Философские воззрения русских врачей и учёных-естествоиспытателей (Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).

  21. Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм.

  22. Современный философский иррационализм: «философия жизни», экзистенциализм, психоанализ.

  23. Философское учение о бытии и субстанции. Диалектика бытия и небытия. Бытие и ничто. Субстанция. Атрибут.

  24. Понятие материи. Специфика философского понимания материи. Онтологический и гносеологический аспекты понятия материи. Материя как субстанция. Атрибуты материи (пространство, время, движение). Движение и покой.

  25. Уровни организации материи. Виды и формы материи. Основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Человек как высшая ступень развития материи.

  26. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи и ее атрибутов для современной науки и медицины. Проблема многообразия и единства мира.

  27. Постановка проблемы сознания в философии. Отражение как атрибут материи. Развитие форм отражения как предпосылка возникновения сознания. Психическое отражение и мозг. Сознание как высшая форма отражения.

  28. Сущность сознания. Проблема идеального. Материальное и идеальное. Критика альтернативных концепций сознания: идеалистических, дуалистических, метафизических, вульгарного материализма.

  29. Сознание как субъективный образ объективного мира. Активность и творческая природа сознания. Сознание и самосознание. Рефлексия и интенциональность. Проблема формирования человеческой психики и сознания у слепоглухонемых детей.

  30. Структура сознания (по А.В. Иванову). Телесно-перцептивные, логико-понятийные, чувственно-эмоциональные и ценностно-мотивационные компоненты сознания. Интуиция и воля. Интуиция врача (клинического психолога).

  31. Сознательное и бессознательное. З. Фрейд о природе бессознательного: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Либидо и сублимация. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Архетипы. Природа сновидений по Фрейду и Юнгу.

  32. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Метафизическое понимание развития. Объективная и субъективная диалектика. Софистика и эклектика. Диалектическая логика и догматизм.

  33. Основные принципы диалектики. Принцип развития. Движение и развитие. Соотношение прогресса и регресса. Парадокс развития. Критерии прогресса.

  34. Понятие и место закона в науке и философии. Классификация и виды законов. Особенности законов диалектики. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество, количество, мера, скачок. Мера и норма. Понятие нормы и патологии в медицине.

  35. Противоречие как источник развития. Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип антагонистической регуляции функций в биологии и медицине.

  36. Закон отрицания отрицания. Цикличность, поступательность, преемственность, трехступенчатость, спиралевидность изменений. Диалектическое отрицание в медицине.

  37. Категории диалектики: общая характеристика и специфика. Общее, единичное и особенное. Сущность и явление. Феномен «кажимости-видимости». Часть и целое. Принцип целостности. Форма и содержание. Случайность и необходимость. Возможность и действительность. Методологическое значение категорий диалектики для медицины.

  38. Система, элемент, структура. Классификация систем. Принцип системности. Самоорганизация и системность мира. Человек как сложная целостная система. Системный подход в медицине.

  39. Синергетика как новое мировидение. Основные положения и категории синергетики. Синергетика и диалектика. Синергетический подход к здоровью и лечению болезней.

  40. Причинные связи. Категории причины и следствия. Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Проблема причинности в медицине. Этиология – учение о причине болезни.

  41. Теория познания, ее предмет и основные принципы. Критика агностицизма и скептицизма. Наивный и научный реализм.

  42. Знание как гносеологический таксон. Условия адекватности, обоснованности, убежденности. Мнение, вера, знание (И. Кант).

  43. Проблема разграничения знания и незнания (Л. Витгенштейн). Виды знания: чувственное, здравый смысл, рациональное. Проблема базисного знания. Эпистемологический фундаментализм.

  44. Специфика научного знания. Функции и критерии науки. Проблема классификации наук. Науки «о природе» и «науки о культуре»: специфика естественнонаучного и гуманитарного знания (О. Конт, В. Виндельбанд, В. Дильтей). Медицина как наука. Роль науки в современном мире.

  45. Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни. Формы научного познания: факт, проблема, гипотеза, теория.

  46. Проблема роста и развития научного знания. Кумулятивизм. Теория фальсификации (К. Поппер). Теория научных революций. Понятие парадигмы (Т. Кун). Теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос). Основные тенденции развития медицины. Медицина и нравственность.

  47. Понятие истины. Принципы: корреспонденции, когеренции и прагматизма. Свойства истины: объективность, абсолютность, относительность, конкретность. Критерии истинности знания.

  48. Истина как процесс. Истина, ложь и заблуждение. Истина и правда. Ложь «во спасение». Плацебо. Проблема врачебных (фармацевтических) ошибок. Проблема фальсификации лекарственных средств.

  49. Понятие практики, ее особенности и генезис. Диалектика объективного и субъективного в практике. Роль идеального. Основные формы практики. Практика как критерий истины. Специфика медицинской (фармацевтической) практики.

  50. Методы научного познания и их специфика. Классификация научных методов. Основные логические процессы: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, абстракция, идеализация. Философия как методология медицины.

  51. Понятие общества. Типология обществ (К. Маркс, Д. Белл). Структура общества: общности, сословия, классы. Общество как социальная система. Социальная стратификация и социальная мобильность (П.А. Сорокин). Проблема маргинализации российского общества.

  52. Особенности развития общества. Социальный прогресс и социальный регресс. Революции и реформы. Понятие цивилизации. Основные концепции цивилизации (К. Маркс, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер). Концепция социальной и культурной динамики (П.А. Сорокин).

  53. Глобальные проблемы современности: философский анализ и решение. «Римский клуб». Альтернативы будущего человечества.

  54. Понятие человека. Проблема сущности человека. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение. Будущее человека и человечества. Проблема человека в эпоху научно-технического прогресса и биотехнологий.

  55. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии. Право на смерть. Эвтаназия. Критерии биологической смерти и стадии умирания. Клиническая смерть. Стадии умирания.

  56. Антропосоциогенез. Единство и многообразие человечества. Расы, этносы, народности, нации. Любовь, брак, семья. Демографические проблемы и их решение. Демография и медицина.

  57. Философия медицины. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. «Вечные» ценности: добро, любовь, милосердие, красота, справедливость. Жизнь как ценность. Гуманистический принцип в философии и медицине.

  58. Философия здоровья человека. Понятие здоровья. Здоровье как ценность и интегративное начало жизнедеятельности человека. Здоровье и болезнь. Роль лекарственных средств в поддержании здоровья.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М., 2012.

  2. Липский Б.И. Философия: учебник. – М., 2012.

  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 2012.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – М., 2007.

  2. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М., 2008.

  3. Философия медицины / Ю.Л. Шевченко. – М., 2004.

  4. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005.


Каталог: files -> misc
misc -> №1. Введение в клиническую психологию
misc -> Перечень вопросов для зачёта по философии: Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости»
misc -> «теория социальной работы»
misc -> Дисциплина Теория социальной работы
misc -> Гбоу впо юугму минздрава России
misc -> Фгбоу во юугму минздрава России
misc -> Философия -4 семестры курс, фармация Перечень вопросов для зачёта по философии: Понятие философии. Предмет философии и его особенности. Философия как «любовь к мудрости»
misc -> Экзаменационные вопросы Социология 1 курс, социальная работа, заочное отделение
misc -> Вопросы к зачету по дисциплине «Философия, биоэтика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница