Экзаменационные вопросы по философии (2017-2018 гг.)



Дата08.03.2018
Размер36.5 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы

Экзаменационные вопросы по философии (2017-2018 гг.)

(бакалавриат, 1 курс)


  1. Предмет философии. Основные разделы и функции философии. Специфика философского знания.

  2. Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения.

  3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности.

  4. Досократовский период развития античной философии.

  5. Философское учение Сократа.

  6. Философские учения Платона и Аристотеля.

  7. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.

  8. Средневековая философия: основные особенности. Патристика и схоластика.

  9. Философия Нового времени. Рационализм (Р.Декарт) и эмпиризм (Ф.Бэкон).

  10. И.Кант – основоположник немецкой классической философии. Теория познания и этика Канта.

  11. Основные черты философии Гегеля.

  12. Особенности развития отечественной философии XVIII-XX веков.

  13. Духовно-нравственные поиски русской философии конца Х1Х – начала ХХ века (Ф. Достоевский, Вл. Соловьев, Н.Бердяев)

  14. Позитивизм и его разновидности.

  15. Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

  16. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А.Камю.

  17. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Основные формы бытия. Бытие и существование.

  18. Понятие материи. Современные научные представления о сущности, структуре и свойствах материального мира.

  19. Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития (прогресс, регресс). Движение и покой. Основные формы движения материального мира.

  20. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.

  21. Сознание как предмет философского исследования. Различные подходы к решению проблемы природы сознания.

  22. Сознание как объективный феномен и субъективная реальность. Сущность и структура сознания.

  23. Бессознательное как предмет философского исследования. Теории З.Фрейда, К.Г.Юнга.

  24. Основные проблемы гносеологии. Чувственное и рациональное познание, их специфика и формы. Роль интуиции в познании.

  25. Понятие истины. Основные концепции истины. Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Критерии истинного знания.

  26. Особенности обыденно-практического, религиозного, художественного, научного и философского видов познавательной деятельности.

  27. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория.

  28. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их взаимосвязь.

  29. Диалектика как метод познания. Принципы и законы диалектики.



  1. Общество как предмет философского анализа. Специфика и роль социально-философского знания.

  2. Общество как целостная и саморазвивающаяся система, его специфика и структура. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

  3. Общественное производство и его структура: материальное и духовное производства. Материальное производство как сфера общественной жизни. Структура материального производства: характеристика производительных сил и производственных отношений.

  4. Социальная структура общества: различные подходы к ее определению. Классы, социальные группы, слои. Теория социальной стратификации.

  5. Исторические формы общности людей: семья, род, племя, народность, нация.

  6. Место и роль национальных культур и национальных отношений в современном мире. Этнические противоречия, их причины и способы преодоления.

  7. Понятие политики и роль политических отношений в обществе. Понятие власти. Политическая система общества и ее элементы.

  8. Государство, его сущность, происхождение и функции, выполняемые в обществе. Формы государственного устройства.

  9. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.

  10. Происхождение, сущность и функции морали.

  11. Основные этические категории: добро, зло, долг, справедливость. Классические и современные проблемы этики.

  12. Происхождение, сущность и функции религии.

  13. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм и монотеизм, мировые и этнические религии. Роль религии в современном обществе. Сущность атеистического мировоззрения.

  14. Сущность эстетического отношения к действительности. Искусство как вид духовной деятельности.

  15. Проблема человека в философии. Природное и социальное в человеке. Различные подходы к определению сущности человека.

  16. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Роль личности в истории.

  17. Проблема свободы человека и ее различные решения в философии. Свобода и необходимость.

  18. Формационный подход к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений.

  19. Цивилизационный подход к анализу исторического развития. Теории локальных культур и цивилизаций (О.Шпенглера, А.Тойнби).

  20. Этапы развития мировой цивилизации в теориях технологического детерминизма: Д.Белл, О.Тоффлер. Понятие постиндустриального общества.

  21. Общественный прогресс как философская проблема. Противоречивость общественного прогресса. Критерии развития культуры и цивилизации.



Протокол заседания кафедры № 4

от « 21 » сентября 2017 года
Каталог: assets -> files -> documents -> study -> metod -> PHIL
PHIL -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
PHIL -> Методические рекомендации по дисциплине «Философия» для студентов по четырехлетней программе обучения
PHIL -> Методические рекомендации по дисциплине «Философия» для студентов по пятилетней программе обучения
PHIL -> Методические указания по выполнению реферативных работ по дисциплине «История и философия науки»
PHIL -> Экзаменационные вопросы по философии (2017-2018 уч г.)
PHIL -> Лекция Тема: "Введение. Логика как наука, ее становление и значение. Понятие" План: Сущность логики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница