Экономические науки 2010 11(72)



Скачать 122.32 Kb.
Pdf просмотр
страница1/5
Дата05.06.2018
Размер122.32 Kb.
ТипСтатья
  1   2   3   4   5


51
Экономические
науки
2010
11(72)
Экономическая теория
Влияние этнического фактора на формирование
российской системы предпринимательства основные аспекты
© 2010 ГМ. Аветов
Московская финансово-промышленная академия Данная статья посвящена изучению предпринимательства в контексте выделения факторов, оказывавших основное воздействие на развитие данного института на территории России. Рассматривается история предпринимательства, и делается обзор научных подходов к его изучению в современной России.
Ключевые слова система предпринимательства, этнический фактор, культура, национальные отношения, экономика, история предпринимательства, факторы развития предпринимательства.
Формирование системы предпринимательства в мировых культурно-исторических общностях имеет ключевое значение для понимания современных экономических процессов. Обусловлено это рядом основных причин, главные из которых выражаются в следующих положениях.
Во-первых, предпринимательство как феномен- это важный институт общественного устройства, созданный для реализации творческих способностей и потенциала отдельных граждан.
Во-вторых, предпринимательство является ключевым фактором развития конкретного общества и государства, в первую очередь, сточки зрения его экономического потенциала иконку- рентоспособности на международной арене.
В-третьих, предпринимательство, как и любой феномен, созданный на основании культур- но-исторического сожития носителей определенных ценностно-мировоззренческих установок,
вбирает в себя особенности и специфику того общества, в рамках которого оно развивается.
В контексте данной работы последнее положение представляется особенно значимым, так как, по нашему мнению, культура конкретного общества является ключевым фактором при формировании особенностей предпринимательства в государстве. Данное мнение является достаточно распространенным среди ученых и исследователей. Так, уже в середине XX в. роль культурных и этнических факторов в формировании системы предпринимательства была признана высокой. Американский экономист Дуглас Норт в
70-е гг. ХХ во значимости конкретных куль- турно-исторических особенностей в процессе деятельности человека пишет следующее формальные правила можно изменить за одну ночь путем принятия политических и юридических решений, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях и кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Эти культурные ограничения не только связывают прошлое сна- стоящими будущим, но и дают нам ключ к пониманию путей исторического развития. Справедливость этого утверждения видна на примере того, как трудно победить такие укоренившиеся в российском обществе недуги, как взяточничество, безответственность, социальная пассив- ность.
Следует подчеркнуть, что культура общества и специфика конкретной этнической группы являются крайне важными факторами в любой деятельности человека, начиная отрешения повседневных вопросов и заканчивая профессиональной и экономической деятельностью. Безусловно, проявление этого влияния возможно в самых различных хозяйственных вопросах, ив том числе в предпринимательстве. Оно может выражаться в стиле ведения бизнеса, выборе сферы применения предпринимательских способностей, определении ключевых партнеров икон- трагентов, налаживании экономических и хозяйственных связей, выборе целевой аудитории потребителей товаров и услуг.
Мониторинг и анализ научных работ, анализирующих вопросы предпринимательства, свидетельствуют, что тема влияния этнокультурного фактора на развитие данной сферы хозяйственной деятельности изучена не полностью.
Диссертационные исследования последних десятилетий преимущественно анализируют финансовую составляющую предпринимательства и его специфику в контексте экономических процессов в современной России, хотя, безусловно, существуют попытки исследования предпринимательства в контексте влияния этнокультурного компонента и человеческого фактора на этот институт. В частности, МА. Бабаева в работе Влияние социально-экономических и этнокультурных факторов на развитие предприниматель-


Каталог: data -> 2011
2011 -> Семинар "Человеческий капитал как междисциплинарная область исследований"
2011 -> Тамара Михайловна Тузова Специфика философской рефлексии
2011 -> Программа дисциплины «Философия» для направления 080100. 62 «Экономика»
2011 -> Программа дисциплины «Социология управления»
2011 -> Программа дисциплины «Основы теории коммуникации»
2011 -> Тезисы международной научно-практической конференции "Реализация гендерной политики: от международного до муниципального уровня"
2011 -> Программа дисциплины «Введение в социологию и история социологии»
2011 -> Николо Макиавелли Государь
2011 -> Экономическая социология
2011 -> Экономическая социология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница