Его оппонент авадхута, похоже, совсем не готовился



страница1/39
Дата25.07.2018
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Предисловие


«Его оппонент – авадхута,

похоже,


совсем не готовился

к философскому диспуту,

но он...
Он все тщательно просчитал,

он заранее продумал все ходы,

он нашел все слабые места,

он подобрал неопровержимые

аргументы,

он разыскал подходящие цитаты

в текстах,

он подстраховался

надежными контраргументами,

он выучил наизусть

все ссылки,

от его взора не ускользнула

ни одна мелочь,

он заметил все противоречия

и логические неувязки

и понял, как сыграть на них,

чтобы добиться триумфа.

Он приводил неоспоримые факты,

зная, что их нельзя опровергнуть

и от них невозможно уйти,

его доводы были логичнее,

чем у Аристотеля,

он легко оперировал терминами,

фактами и понятиями,

словно воин – мечом

или художник – кистью,

его риторика была безупречна,

как у Цицерона в собрании,

его софистика была так тонка и незаметна,

что казалась другим сущей истиной.

Вступив в диспут, он обрушился

как ураган,

как водопад аргументов,

как смерч,

как туча саранчи,

он стал словно воплощением

умственной брахмастры,

логической бомбы,

от которой не скрыться

ничему живому,

он виртуозно фехтовал,

орудуя словами,

словно шпагой,

безжалостно нанося укол за уколом

и тесня противника

в дальний угол.


Авадхута, казалось, был поражен

его аргументами и силой ума

и даже не спорил.

Но затем –

он просто засмеялся,

похлопал пандита по плечу

и похвалил,

признав его заслуги в диспуте,

наградил его, осыпая цветами,

падающими с неба,

и стал петь хвалу Богу,

и танцевать в экстазе,

увлекая за собой любопытную толпу...
А затем – он пообещал,

что в следующий раз,

когда он сотворит

еще одну Вселенную,

он добавит пандиту

новых способностей

и знания языков,

заберет его грехи

и воспроизведет снова

нынешний диспут.


После этого

он удовлетворенно пошевелил

большим пальцем правой ноги,

на которой размещалась Вселенная,

в которой была Земля,

на которой жил пандит,

и исчез»...

Свами Вишнудевананда Гири,
«Диспут пандита и святого»

Для чего в Монастыре ведется обучение искусству философского диспута?

Диспут, с одной стороны, – это подлинное магическое творение реальности силой мысли, ясности, логики, цитат, примеров и терминов Учения, а с другой стороны – это освобождение своей реальности от влияния реальности оппонента. Созданные оппонентами реальности должны быть глубокими, чтобы выстоять во время диспута. Фактически, диспут – это игра, состязание двух Брахм-Творцов: кто какую Вселенную создаст и чья Вселенная более стабильна.

В философском диспуте оппоненты тренируются в освобождении своего сознания через речь, т.к. овладение духовной силой, силой самоосвобождения (сватантрия-шакти) очень важно для монахов. Диспуты – это проверка того, насколько монахи умеют владеть этой энергией. Сватантрия-шакти зависит от глубины погруженности в воззрение, т.е. от джняна-шакти – чем больше укоренения в джняна-шакти, тем свободнее проявляется сватантрия-шакти.

Истинный диспут ведется так, что присутствие не теряется, по сути, диспут – это тренировка естественного созерцания. Правильно вести диспут – это значит позволить богине Сарасвати танцевать на своем языке. Глубоко заглянув внутрь себя, надо услышать внутреннюю ясность, которая должна откликнуться, проявиться. Затем нужно подыскать аргументы из хранилища ума (читты), а ум (манас) должен всем этим оперировать, представив в виде логической цепочки.
«Когда я спорю,

я думаю не о споре,

а о Брахмане, который, играя,

проявляется посредством спора,

таким образом,

я неодолим в диспутах».



Свами Вишнудевананда Гири, «Песнь джняни»

Победа в диспуте остается за тем, чье созерцание глубже. Не бывает так, чтобы у мастера созерцания были уязвимы ясность и логика. Мастера созерцания невозможно запутать логическими аргументами, он не теряет нить спора, он внимательно слушает оппонента, он не говорит невпопад, он интегрируется, понимая логику противника, видит цепочку его мыслей, ходы и варианты, в ответ на которые в его голове зреют десятки контраргументов.

Монахи подобны воинам, которые храбро воюют оружием логики и знания на поле битвы Дхармы и одерживают блистательные победы, а иногда – терпят досадные поражения, теснимые неотразимым шквалом аргументов оппонента. С кем же они так отчаянно сражаются? Со своим неведением. Других противников у монахов просто не может быть.

Что помогает одержать победу в диспуте:



  • умение цитировать священные тексты, помнить структуру и содержание текстов,

  • умение использовать термины Учения (на русском или санскрите),

  • умение приводить четкие логические схемы Учения (к примеру, основа-путь-плод, воззрение-медитация-поведение, шравана-манана-нидидхьясана, пятичленная формула самоосвобождения и т.д.),

  • умение приводить примеры из текстов по мифологии и агиографии,

  • умение подкреплять свои доказательства глубокими примерами из повседневной жизни. Поскольку все мы, так или иначе, живем, основываясь на стереотипах причинно-следственных связей жизни, то они имеют для нас магическую природу. Наша жизнь – это сила (шакти), которая творит реальность, и если эту силу применять, это дает аргументам в диспуте большую убедительность.




Каталог: binaries -> file -> news
news -> Кодекс Мастера», глава «Беспредельное»
news -> Шесть предварительных практик (садхан)
news -> Книга первая. Детство Рождение Рамы Первые победы над ракшасами Рассказ о дочерях Кушанабхи
news -> Исследование проведено Глуховым Петром Сергеевичем
news -> Книга I. Детство Бала Канда Шри Нарада рассказывает Вальмики историю Рамы
news -> Золотой остров Чистое видение
news -> Пара-Брахма Упанишада
news -> Эллам Ондре
news -> Наша жизнь – это выбор


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница