Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников успо и унпо и подразумевает повышение качества подготовки специалистов



Скачать 134.98 Kb.
страница1/3
Дата23.01.2018
Размер134.98 Kb.
  1   2   3

Профессиональное самоопределение молодежи в учреждениях начального и среднего профессионального образования Республики Коми
Цель: повысить качество профессиональной подготовки обучающихся УСПО и УНПО путем разработки проектирования и реализации системы их профессионального самоопределения, позволяющих повысить активность обучающихся, укрепить их социальную защищенность в предстоящем трудоустройстве и профессиональном продвижении.

Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников УСПО и УНПО и подразумевает повышение качества подготовки специалистов. Повышение качества зависит от многих факторов, в том числе и от качества набора, допрофессиональной подготовки будущих обучающихся.

Изменилась социально-экономическая ситуация в России: появившийся рынок труда, бизнес и развитие экономики в целом обусловили необходимость профессиональной мобильности и конкурентноспособности работников. Эти изменения породили массу проблем в профессиональной жизни: прежние профориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не вполне сформированы. Все это не обошло и среднюю профессиональную школу: обучающиеся оказались в ситуации неуверенности в своем профессиональном будущем. Возросли требования к качеству профессиональной подготовки, вследствие этого возникла необходимость усиления внимания к проблеме профессионального самоопределения обучающихся средней школы, к повышению их теоретических знаний, совершенствованию практической подготовки, что позволит выполнять свои профессиональные обязанности на уровне мастерства, формировать личные качества, прививать навыки непрерывного профессионального самосовершенствования.

Отмечается еще одна причина необходимости в практике проведения профориентации (ПО)В УСПО и УНПО: одним из достоинств ЕГЭ является возможность выбора абитуриентами нескольких учебных заведений, то есть выпускник может отправить результаты ЕГЭ как в педагогическое, так и в техническое учебные заведения. Человек может не работать педагогом, но никто не может запретить получить избранное образование. Возникает риск зачисления в УСПО и УНПО профнепригодных, не имеющих призвания к педагогической профессии. В связи с этим в настоящее время в условиях ЕГЭ, многократно возрастает роль и значение профориентацтионной работы (в дальнейшем - ПОР). Чтобы обеспечить качественное комплектование контингента УСПО и УНПО необходимо самим учебным заведениям позаботиться о создании развитой системы профессиональной ориентации молодежи. Для достижения этой цели ПОР рекомендуем проводить в двух направлениях.

Первое направление связано с проведением одноактных мероприятий (выпуск и распространение информационных материалов о специальностях: буклетов, статей в СМИ, компьютерные презентации), организация выездов преподавателей и студентов в районы РК, проведение «Дней открытых дверей», участие в Едином Дне профориентации.

Второе направление связано с долговременными формами ПОР: разработка курса «Основы специальности…» с целью формирования общей культуры будущего специалист; создание различных проектов. Последние должны предусматривать решение следующих задач:

- адаптация выпускников в различных социокультурных условиях;

- расширение культурно-образовательного мировоззрения участника проекта;

- стимулирование потенциальных профессиональных возможностей обучающихся.

Реализация проекта должна осуществляется через учебный процесс. Это могут быть «Мастер-классы», тренинги по развитию личности. Выполнение таких проектов может помочь в снижении числа тех поступающих, которые избрали профессию и учебное заведение неосознанно, без отчетливого представления о профессии и своем месте в ней.

Поэтому проблема профориентации и профессионального самоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях социально-экономических и социокультурных преобразований. Необходимо выяснить мотивы, по которым выбирается и учебное заведение, и будущая профессия, а также установить присутствие перспективной жизненной мотивации в профессиональном самоопределении молодежи.

Система формирования навыков профессионального самоопределения (ПСО) станет эффективным средством УСПО и УНПО при переходе «выпускник - специалист», если вести ее на основе преемственности, индивидуализации, мотивации учения и труда.

Переход российского общества на новую модель социального развития ярко обнаружил низкую эффективность системы образования, о чем свидетельствуют показатели трудоустройства выпускников, их социального самочувствия, уровня конкурентноспособности молодых рабочих и специалистов на рынке труда, а также показатели молодежной безработицы.

Обретение занятия и статуса юношами и девушками немыслимо сегодня вне общеобразовательной и профессиональной подготовки. В условиях реформирования системы образования на учреждения среднего профессионального образования (УСПО) возлагается функция переходного этапа от школы к ВУЗу или к самостоятельной трудовой деятельности. Именно на базе УСПО и происходит личностное профессиональное самоопределение. В указанных функциях УСПО особенно популярны выпускники школ, не поступившие в ВУЗы и выпускники УНПО.

Основными противоречиями, определяющими значимость ПСО и ПО, являются противоречия между:

- основополагающим значением ПСО молодежи в системе ее профессиональной подготовки и недостаточной изученностью педагогической сущности этого важного понятия (слабого участия самого педагогического процесса УСПО и УНПО в ПСО),

необходимостью создания непрерывной системы профессионального самоопределения личности и отсутствием теоретических предпосылок и концептуальных положений ее проектирования,

- объективными потребностями участия каждого преподавателя в помощи обучающимся в закреплении их профессионального выбора и недостаточной разработкой методики ее организации,

- возросшими требованиями общества к качеству образования специалистов и отсутствием психолого-педагогической и методической подготовки многих преподавателей специальных дисциплин в УСПО и УНПО.

Основным противоречием профориентационной работы, негативно влияющим на процесс профессионального самоопределения молодежи, в настоящий момент, является следующее: между потребностью государства и бизнеса в кадровом обеспечении в соответствии с динамичным запросом рынка труда и отсутствием государственного статуса (заказа на профориентационную работу с молодежью).

Одной из проблем функционирования УНПО и УСПО продолжает оставаться несоответствие требований спросу и предложению на региональном рынке труда и образовательных услуг. Одним из важных условий эффективной деятельности для образовательных учреждений УНПО и УСПО является развитие их партнерства с предприятиями, профессиональными ассоциациями, службами занятости населения. В настоящее время формируются модели многоуровневых и многофункциональных учебных заведений. Часть колледжей и техникумов интегрируются в профессиональные училища, другие вводятся в структуру высшего образования. Пересматриваются перечни профессий и специальностей. Формирование единого регионального профессионально-образовательного комплекса позволит сконцентрировать усилия по подготовке специалистов и высококвалифицированных рабочих кадров с учетом интересов региона. Система УСПО является переходным этапом от школы к самостоятельной трудовой деятельности или к высшему образованию. Основными направлениями повышения и использования потенциала УСПО являются:

- расширение функций (переподготовка и повышение квалификации);

- включение УСПО в более широкие образовательные комплексы;

- развитие взаимодействия с социальными партнерами (работодателями).

Факторы, влияющие на профориентацию и профессиональное спмоопределение:

- педагогический компонент образовательной среды УСПО (уровень преподавания и организации учебной практики),

- информирование обучающихся о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства,

- социокультурный компонент образовательной среды УСПО (отношения с преподавателями, профессиональные и личностные качества преподавателей).

Позитивность отношений к специальности находится в прямой зависимости от социально-профессиональных качеств педагогов.

Возрастающий интерес выпускников школ к УСПО имеет несколько причин:

- материальные трудности семьи;

- изменения в самой системе УСПО: короткие сроки и невысокие затраты на обучение;

- гибкость и мобильность системы УСПО;

- возрастающий спрос на менее дорогостоящие услуги среднего персонала.

УСПО характеризуется достаточным общекультурным и профессиональным содержанием, необходимым для выполнения определенного круга профессиональных задач, имеющих выраженную практическую направленность и специализированный характер.

Изучение профориентации и профессионального самоопределения необходимо и важно для разработки эффективной молодежной политики как на уровне региона, учебного заведения и на государственном уровне.

Профессиональное самоопределение – ведущий компонент профессиональной подготовки и становления специалиста. Однако не разработана технология ПСО обучающихся в процессе обучения конкретным дисциплинам учебного плана.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница