Эффективные приёмы работы с информацией на уроках математики



Скачать 69.26 Kb.
страница1/2
Дата12.05.2018
Размер69.26 Kb.
ТипУрок
  1   2


ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Н. Н. Мартюшева

Современное педагогическое общество находится в условиях внедрения нового образовательного стандарта, одним из основополагающих аспектов которого является метапредметный подход в обучении. Актуальность этого вопроса связана с тем, что на выходе из школы выпускники не всегда могут применить свои знания и умения по одним предметам на других или в реальных жизненных ситуациях, то есть их знания не складываются в единую систему. А потому необходимо развивать у учащихся способность решать возникающие в жизни проблемы на основе имеющихся знаний и умений. Эту задачу решает реализация метапредметного подхода в обучении. [3]

Метапредметность возможно выстроить вокруг работы с информацией. Организую учебную деятельность обучающихся по этому вопросу в нескольких направлениях. Одно из направлений такой работы – организация поиска информации на уроке. Второе – построение математической модели на основе полученных результатов поиска. Третье – перевод информации из одного способа представления в другой.

Поиск информации – это мотивированная активизация знаний, хранящихся в памяти, или приобретение информации из внешней среды. Он представляет собой процесс выявления в некотором множестве документов тех, которые посвящены указанной теме, удовлетворяют заранее определенному условию поиска или содержат необходимые факты, сведения, данные. Этот процесс включает в себя сбор, обработку и представление обработанной информации в соответствующем виде. Способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию называют информационной компетентностью. Развитие этой компетенции происходит на протяжении всего образовательного процесса. Важная роль математики при этом обусловлена тем, что математические способы представления информации более востребованы в условиях цифрового века.

По результатам исследований АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов» (г. Самара) формирование информационной компетенции необходимо выстраивать в следующей последовательности:


  • Планирование информационного поиска.

Ученик оценивает, какой информацией для решения поставленной задачи владеет, а какой нет, выделяет из представленной в задании информации ту, которая ему необходима для решения.

  • Извлечение первичной информации.

Обучающийся планирует и осуществляет извлечение информации из различных источников.

  • Извлечение вторичной информации.

Школьник извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы.

  • Первичная обработка информации.

Учащийся систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры, переводит информацию из одного способа представления в другой, удобный для реализации задания.

  • Обработка информации.

Ученик реализует построенную модель и делает вывод на основе полученной информации, приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения, представляет полученный результат. [1]

Приведём примеры выстраивания информационного поиска на уроке математики, чтобы сформировать у учащихся представление о системе работы с информацией.



Фрагмент

Критерии поиска информации

Среднее гармоническое

Объяснение сути понятия с использованием только учебной литературы в бумажном варианте, находящейся в кабинете на уроке.



Объяснение сути фрагмента с использованием интернета.



В каких формулах сокращенного умножения используются коэффициенты из данного треугольника? Запишите эти формулы и представьте их как можно большим количеством различных способов.



При каком натуральном n, большем 1, эта теорема неверна?

Запишите формулу, соответствующую этому n. Как называется эта теорема?

Представьте её как можно большим количеством различных способов.


Построение математической модели по заданной информации или по результатам информационного поиска возможно в различных формах:

Исходная информация

Форма математической модели

Предполагаемый результат



Таблица





Каталог: model
model -> Модели дистанционного обучения в системе среднего образования
model -> Модели взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного отделения образовательного учреждения
model -> Программа дисциплины «Модели объяснения и логика социологического исследования» для направления 020300 Социология
model -> Программа дисциплины «Теория организаций 2: Модели теории организаций» для направления 521500 «Менеджмент»
model -> Программный комплекс «Селектор» как эффективный инструмент для исследования металлургических процессов


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница