Е. В. Шелестюк о диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа



Скачать 250.73 Kb.
страница1/4
Дата26.04.2018
Размер250.73 Kb.
  1   2   3   4

Шелестюк Е.В. О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа // Язык. Культура. Коммуникация. Мат-лы международной научной конференции. Отв. ред. С.А. Питина. Челябинск: УРАО, 2004. Сс. 178-187

Е. В. Шелестюк

О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа
Концепт представляет собой совокупность предметно-логического содержания понятия и его культурно-символической ауры. Используя структуралистскую модель, разработанную К.Леви-Строссом, можно представить концепты узловыми точками картины мира человека и той или иной социальной общности в целом, связанными на уровне синтагматики и парадигматики устойчивыми и, одновременно, динамически развивающимися отношениями. Наряду с предметно-логическими и культурно-символическими семами, концепты имеют также оценочную сторону, которая позволяет выстраивать ценностную иерархию предметного и абстрактно-понятийного мира, а также когнитивную и праксеологическую составляющие, отражающие принципы познания мира и деятельности человека в связи с его знаниями о мире. В совокупности сигнификативный компонент концептов (включая культурно-символическую ауру), их оценочный, когнитивный и праксеологический компоненты позволяют достраивать картину мира (продукт психического отражения) до уровня иерархического представления о мире, до мировоззрения, включающего, помимо собственно мировосприятия, основные жизненные позиции людей, их принципы познания и деятельности, убеждения, идеалы, ценностные ориентации и т.д.

Символ есть, с одной стороны, имплицируемая концептом и латентно существующая в нем «аура» культурно-стереотипных, архетипических и индивидуально-символических сем, а с другой – знак, означающим в котором выступает предмет или явление, образ, концепт либо слово, его выражающее, а означаемым - обобщенное, а также абстрактное понятие либо идея. В первом значении символ выступает как сущность («сущность» концепта), а во втором – как явление.

Сознание современного человека представляет собой диффузный научно-мифологический тип, состоящий из нескольких уровней, каждому из которых свойственен определенный тип символов. Символы разных уровней пересекаются. Пять основных и наиболее обобщенных групп символов в зависимости от уровня сознания составляют:




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница