Е. В. Реутов земля как ценность в русских пословицах



Скачать 55.24 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер55.24 Kb.
  1   2   3


© 2002 г.
Е.В. РЕУТОВ
ЗЕМЛЯ КАК ЦЕННОСТЬ В РУССКИХ ПОСЛОВИЦАХ
РЕУТОВ Евгений Викторович - кандидат социологических наук, старший препо-
даватель кафедры политологии и социологии Белгородского государственного универ-
ситета.
В традиционной системе ценностей русского этноса земля, насколько можно судить по фольклорным текстам, всегда занимала значительное место. В некоторой степени это, по- видимому, связано со свойственной российскому социуму архаичностью
1
, консервировав- шей мифологическую основу общественного сознания. Для последней была характерна принципиальная структурированность мироздания, в котором земля олицетворяла матери- альное, жизненное начало. Так, в заговоре, записанном в XIX в. в Нижегородской губернии, земля представляется всеобщей матерью — всего человечества в целом и каждого человека в отдельности: 'Той еси сырая, земля матерая! Матерь нам еси родная, Всех еси нас поро- дила" [1]. Но в немалой степени сакрализация земли обусловливалась также тем об- стоятельством, что земля являлась основой хозяйствования и, следовательно, образа жизни традиционного российского общества. Земледельческий народ, к тому же обладающий примитивными аграрными технологиями, не может относиться к земле только как к терри- тории. Для него ценны ее потенции - способности рождать и поддерживать жизнь.
Ментальность русских, несмотря на консервативность, естественно, подвержена транс- формациям. С развитием аграрных технологий и товарного сельскохозяйственного произ- водства отношение к земле меняется - на первый план выходит такой ее аспект, как средство производства. Плодородие и урожайность связываются не с магическими обря- дами, а с капиталовложениями. Отметим, однако, что подобное отношение к земле
(свойственное для индустриальных обществ с развитым институтом собственности, в том числе на землю) не успело сформироваться в России. Общинное владение, затем обще- народная собственность на землю и статус государства как высшего распорядителя ею консервировали вне индивидуальный характер связи "земля-человек", постепенно пере- росший в отчуждение.
Нынешняя аграрная реформа, вяло развивающаяся с начала 1990-х годов, вновь по- ставила вопрос об оптимальных формах землепользования и собственности на землю. Сто- ронники развития института частной собственности на земли сельхозназначения руковод- ствуются в своих доводах критериями экономической эффективности (возможностью за- лога участка и, следовательно, развития института кредитования, расширения производства эффективно хозяйствующими субъектами и т.д.). Противники делают прогнозы о фор- мировании латифундий, находящихся в руках нуворишей, и апеллируют к русской общин- ности с ее неприятием частной земельной собственности.
Признавая, что коллективное владение и даже пользование землей, как, впрочем, и отчуждение от нее - действительно факт российской истории, оказавший серьезнейшее влияние на формирование духовно-ценностной системы народа, следует, однако, заметить, что во многом этот феномен не являлся универсальным во временном и пространственном отношениях и "навязывался" общественному сознанию определенными политико-экономи- ческими обстоятельствами. Еще В.О. Ключевский указывал на то, что "в сельских общест- вах XVI в. нельзя найти общинного владения землей с обязательным порядком ее распреде- ления, а им было предоставлено лишь распоряжение крестьянской землей, насколько то требовалось для облегчения им исправного платежа податей. Но это распоряжение воспи- тывало понятие и привычки, которые потом при других условиях, легли в основу общин-
1
Бурные трансформации, которые пережило и переживает российское общество, имеют свойство разрушать социальные институты и воссоздавать их практически в исходном виде. Общественное сознание, на наш взгляд, деформируется и разрывается, но не утрачивает черт традиционализма.
115


Каталог: data
data -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница